RUS
г. Санкт-Петербург,
Малый В.О. пр., д. 62, корп. 2, литера А
+7 (812) 468-72-12

Фотоальбом к 25-летию ООО «ВИБРОТЕХНИК»: «Васильевский остров с высоты птичьего полета»

Автор текста – специалист по продажам оборудования ООО «ВИБРОТЕХНИК» Михаил Григорьев.
Фотограф - Дмитрий Песочинский.

1. Меншиковский дворец

_MG_2381.JPG

Восточную часть Васильевского острова начали застраивать еще в ранние годы петербургской истории. Одно время остров даже рассматривался Петром как центр молодого города. Именно здесь выбрал место для своей резиденции ближайший сподвижник Петра, первый генерал-губернатор Петербурга - светлейший князь Александр Данилович Меншиков, которому Петр еще в 1703 году фактически подарил остров. Начав службу у царя простым денщиком, он сумел возвыситься до звания генералиссимуса и титула герцога Ижорского. Выходец из простой семьи, Меншиков стал богатейшим человеком России, максимально использовав, выражаясь современным языком, "административный ресурс" в присвоении казенных средств. Петр, зная о том, каким путем доставалось это богатство, не раз жестоко наказывал своего фаворита. Однако, каждый раз он прощал фавориту злоупотребления властью, понимая, что более преданного и верного человека у него все равно нет и не будет.

Построенный в 1710-1714 годах по проекту архитекторов И.-Г. Шеделя и Д.М. Фонтана, дворец стал первым каменным зданием Петербурга. Огромный четырехугольный дворец долгое время оставался самым большим в городе. До его строительства, главными в усадьбе Меншикова были деревянные Посольские хоромы (Посольский дом), в которых Петр I, не имевший такого роскошного дворца, часто использовал устраивал ассамблеи и дипломатические приемы. Здесь же игрались свадьбы родственников и некоторых приближенных Петра. Так, в 1710 году племянница Петра Анна Иоанновна, будущая российская императрица была выдана замуж за герцога Курляндского. По этому случаю, на деньги, выделенные Петром, на берегах Невы была устроена "огненная потеха". Это был первый настоящий фейерверк в Петербурге.

Помимо роскошного дворца, усадьба Меншикова занимала большую площадь. Непосредственно за дворцом был разбит обширный регулярный сад с фонтанами и скульптурой.

После опалы и ссылки Меншикова в Сибирь, его каменный дворец был передан в государственную казну. Там разместили Кадетский корпус, открытый по указу Анны Иоанновны. Дворец прекрасно сохранился до наших дней, являясь, одним из лучших в Петербурге, памятником петровского барокко. В настоящее время во дворце располагается филиал Государственного Эрмитажа. 

2. Устье реки Смоленки


Море играет большую роль в жизни Петербурга. Василеостровский район является одним из самых "морских" районов города. Западную его часть омывают слабосоленые воды Финского залива Балтийского моря, а точнее - самой узкой его части - Невской губы. Помимо Невы, в залив впадают и другие реки. Среди них река Смоленка, разделяющая Василеостровский район на два острова. Один из них - это и есть собственно Васильевский остров. К северу от него находится остров Декабристов, называвшийся до революции Голодай. Точное происхождение исторического названия неизвестно. Вполне возможно, что связано оно с именем английского врача Томаса Холидея, который практиковал в Петербурге в XVIII веке. Холидей владел участком на острове, а фамилия его часто писалась как Галлидей, что возможно и дало название острову, который в 1926 году был переименован в остров Декабристов, вскоре после столетия со дня их восстания. Долгое время считалось, что на острове были захоронены пятеро казненных руководителей восстания.

Западные части обоих островов во второй половине XX века были увеличены за счет создания намывных территорий, на которых были построены новые жилые массивы. Изменилось и устье Смоленки. Из извилистого оно было превращено в прямой канал, далеко вдающийся в море. Так как западная часть района обращена к морю, здесь можно увидеть самые красивые в Петербурге закаты Солнца.

3. Западный скоростной диаметр


Перегрузка центра Петербурга автотранспортом серьезно увеличилась к концу XX века. Особенно остро эта проблема сказалась на Васильевском острове, который до недавнего времени соединялся с Левобережной и Петроградской сторонами города только четырьмя мостами. В середине нулевых годов началась реализация проекта по строительству Западного скоростного диаметра, соединившего через акваторию устья Невы северную и южную части города, а также острова невской дельты. Последний, центральный участок ЗСД, был открыт в декабре 2016 г. Он проходит через западную, намывную, часть Васильевского острова. Общая его протяженность составляет 11,7 км. Он включает в себя три моста, самым большим из которых является двухъярусный мост через Морской канал. Длина его составляет 859 метров, а максимальная подмостовая высота достигает 52 метров. Появление Западного скоростного диаметра решило проблему разводных мостов, которые изолировали островитян по ночам в теплое время года от остального города. С другой стороны, опоры мостов сильно изменили городскую панораму как из центра города, так и со стороны залива. Между прочим, далеко не все из океанских лайнеров смогут теперь войти в акваторию Большой Невы.

4. Дворы-колодцы

IMG_6744.jpg

Одной из особенностей старого Петербурга являются знаменитые дворы-колодцы. На Васильевском острове они находятся в восточной части. Они замкнуты со всех сторон и связаны с внешним миром лишь невысокими и глубокими арками да небом, которое оттуда кажется квадратным или прямоугольным, напоминая воду в колодце. Отсюда и название дворов, которые часто бывают проходными. Таким образом, по соседству может быть расположено несколько одинаковых дворов, что нередко вводит в заблуждение и даже в состояние паники тех, кто впервые оказался в таких замкнутых, похожих друг на друга участках. Появляются дворы-колодцы в эпоху массового развития доходных домов в Петербурге, т.е. во второй половине XIX века. Предприниматели, выкупавшие участки земли в центре Петербурга, перестраивали дома таким образом, что главный фасад, в котором проживал владелец дома, был обращен к улице, а вглубь строились корпуса, квартиры в которых сдавались хозяином внаем. В советское время во многих доходных домах квартиры были преобразованы в коммуналки. Коммунальные квартиры и сегодня встречаются в старой части Васильевского острова. Это всегда придавало дворам-колодцам особый колорит одной большой коммуны, население которой очень хорошо знало друг друга.

5. Ледокол Красин

IMG_0562.jpg

Морская история Петербурга знает немало легендарных судов. Из гражданских кораблей самым известным является ледокол "Красин". Однако начало его службы было связано с событиями Первой мировой войны. Паровой ледокол был построен на верфи английского города Ньюкасл в 1916 г. Сто лет назад, в марте 1917 г., над кораблем был поднят Андреевский флаг. Судно получило название "Святогор", в честь былинного богатыря славянской мифологии, и его включили в состав флотилии Северного Ледовитого океана. В годы гражданской войны "Святогор", находившийся в Архангельске, достался в качестве трофея английским интервентам. В 1922 году, при активном участии советского торгпреда в Англии, Л.Б. Красина, ледокол удалось выкупить у Англии. Спустя 5 лет, после смерти знаменитого большевика, судно было переименовано в "Красин". Именно под этим названием ему довелось прославиться на весь мир. В 1928 году "Красину" удалось пробиться через арктические льды на помощь к выжившим участникам экспедиции итальянского полярника Умберто Нобиле, дирижабль которого потерпел крушение недалеко от архипелага Земля Франца-Иосифа. За эту операцию судно было награждено орденом Трудового Красного знамени. В годы Великой Отечественной войны "Красин" сопровождал суда легендарных арктических конвоев PQ. В дальнейшем "Красин" продолжал использоваться как научно-исследовательское судно. В 1989 г. из Мурманска "Красин" был переведен в Ленинград и поставлен на стоянку у Горного института на набережной Лейтенанта Шмидта. На борту ледокола действует музей - филиал Музея Мирового океана.

6. Здание Академии Художеств

IMG_0548.jpg

Свой двор-колодец круглой формы имеет и знаменитое здание Академии Художеств. Императорская Академия Художеств была учреждена Екатериной II в 1764 г., т.е. в самом начале правления. Справедливости ради надо отметить, что первоначально "Академия трех знатнейших искусств" была открыта при Елизавете Петровне еще в 1757 году, однако статуса императорской та академия не имела, являясь детищем фаворита императрицы, графа И.И. Шувалова. Для новой академии было выделено место на набережной Невы, получившей впоследствии название Университетской. Как известно, Екатерина II покровительствовала людям искусства, а потому проявляла заботу о талантливых учениках академии и лично контролировала ход ее строительства. Она же утвердила устав и штат академии, а также бюджет, который составлял 60 тысяч рублей (огромные по тем временам деньги). И в проект здания, который был подготовлен архитекторами Ж.-Б. Валлен-Деламотом и А.Ф. Кокориновым, императрица также вносила изменения. Именно она приказала построить здание так, чтобы в середине его был круглый двор. Площадь этого двора или "циркуля", как его называют, должна была равняться площади купола Собора Святого Петра. Свое требование Екатерина Алексеевна объяснила тем, что "все дети, которые тут учиться будут, имели бы перед собой величину купола Собора Святого Петра в Риме и в своих будущих архитектурных проектах постоянно с ним соотносились". Ну а строили здание долго, четверть века, завершив этот шедевр раннего классицизма только в 1789 году.

7. Галерная гавань

IMG_0572.jpg

Шкиперский канал Район Гавань на юго-западе Васильевского острова ведет свою историю с петровской галерной гавани, основанной в 1721 г. С Фонтанки сюда, в искусственную заводь, поближе к морю, были переведены галеры - основные рабочие единицы Балтийского флота начала XVIII века. Важность гавани подчеркивалась еще и тем, что обустраивал ее ведущий петербургский архитектор и инженер-фортификатор Д. Трезини. Протяженный и глубокий бассейн гавани с акваторией Невской губы связал Шкиперский канал, также созданный по проекту великого Трезини. Название каналу дала слобода, в которой селились капитаны судов - шкиперы. Границу канала с морем подчеркивают две сторожевые башни (кроншпицы), построенные в середине XVIII века по проекту архитектора С.И. Чевакинского. В гавани базировались и суда Невского флота, первого в мире яхт-клуба, основанного в 1718 г. Петром I. Любопытно, что современный флаг Финляндии, в то время еще не существовавшей как государство, повторяет флаг Невского флота. Под этим флагом российские парусные суда продолжали выходить в море вплоть до конца XIX века.

Территория вокруг гавани в дальнейшем менялась, обрастая промышленными постройками. Облик Гавани сильно изменился и в наше время с появлением высотных жилых домов. От петровской эпохи нам, кроме топонимов, остались гидротехнические памятники – канал и бассейн, хорошо просматривающиеся на городских планах.

8. Вантовый мост через Малую Неву

IMG_1322.JPG

С появлением Западного скоростного диаметра такой близкий, но из-за отсутствия мостов и тоннелей, такой далекий северный берег Невской губы стал гораздо ближе к центру. Ближе к нему стали и другие острова Невской дельты. Именно сейчас, спустя 300 лет, замысел Петра по созданию городского центра на островах может быть осуществлен. Ведь именно отсутствие мостов и изолированность островов помешали, в свое время, реализации этого плана. С северной частью города Василеостровский район связан теперь вантовым мостом, проложенным над Малой Невой и Петровским фарватером, по которому в город входят небольшие прогулочные корабли и грузовые суда малой тоннажности. Огромные 125-метровые опоры моста видны задолго до подхода к городу. Несмотря на то, что трасса проложена через Крестовский остров, съезд на его территорию не был предусмотрен. Это усилило бы нагрузку на небольшой по площади зеленый участок суши, западную, насыпную часть которого с середины XX века занимают стадионы. В 1950 г. в Ленинграде был построен первый в Советском Союзе стадион-стотысячник. Назван он был именем С.М. Кирова. На поле этого стадиона проходили матчи футбольного турнира московской олимпиады, а также приближался к своему первому и единственному чемпионству в советское время ленинградский "Зенит". Стадион, располагавшийся внутри огромного кольцевого вала, посчитали в начале XXI века устаревшим. и на его месте в 2007 году было начато строительство нового, суперсовременного и супердорогого стадиона, напоминающего летающую тарелку. Новый стадион, построенный в 2017 году, имеет выдвижное поле и раздвижную крышу, что немаловажно для нашего не самого благоприятного климата.

9. Дом молодежи

IMG_1533.JPG

Планировку Васильевского острова составляют трезубец главных проспектов (Большого, Среднего и Малого) и пересекающие их линии. Основа этой планировки была заложена еще первым генерал-губернатором Петербурга А.Д. Меншиковым, выполнявшим повеление Петра I. В стремлении сделать Васильевский остров центром Петербурга, Петр решил уподобить его Венеции и Амстердаму. Для этого с севера на юг остров должны были прорезать каналы. Спроектировать их успели, а вот рыть не стали. Планы у Петра по поиску центра изменились, а Меншиков уже не стал ничего менять. Так и стали линии улицами. На пересечении линий и проспектов есть немало интересных исторических зданий. Одним из них является здание бывшего госпиталя лейб-гвардии Финляндского полка, отличившегося в войне с Наполеоном. Здание, построенное к 1820 году по проекту А.Е. Штауберта, выдержано в духе позднего классицизма. Национализированное в советское время, в 1927 году оно было передано под дом культуры Балтийского завода. Сейчас здесь расположен Дом молодежи Василеостровского района. На втором этаже госпиталя, в XIX веке, была домовая полковая церковь. Несмотря на закрытие в советское время храма и смену владельцев, в интерьерах здания сохранилось немало подлинных элементов декора и предметов. Рядом со зданием госпиталя, на углу Большого проспекта и 19 линии, в 1904 году, к столетию полка, была возведена часовня, которую, так же как и храм, освятили во имя святителя Спиридона Тримифунтского.

10. Морской вокзал

IMG_1540.JPG

Наличная улица В советское время Ленинград продолжал оставаться "Окном в Европу", принимая многочисленных туристов со всех концов света. Часть из них прибывала в наш город морским путем. Специально для приема грузопассажирских и паромных судов в 1982 году был построен причальный комплекс, способный принимать практически любые суда. Одновременно с причалами, на площади, получившей название Морской Славы, по проекту архитектора В.А. Сохина строится здание Морского вокзала. Напоминающий океанский лайнер, с объемными наружными панелями в форме парусов, Морской вокзал известен петербуржцам своим 70-метровым шпилем, увенчанным корабликом. Вокзал стал гостиницей как для прибывавших морем гостей, так и межрейсовой базой моряков Балтийского морского пароходства. В то же время, окрестности вокзала стали одним из мест базирования фарцовщиков, которых привлекало сюда большое количество иностранцев. От площади Морского вокзала к северу протягивается Наличная улица, получившая свое название еще в начале XIX века. Название улицы напоминает нам о том, что именно она была крайней, т.е. лицевой по отношению к морю. Но создание намывных территорий и их застройка во второй половине XIX века "отодвинули" Наличную улицу на порядочное расстояние от берега. Сегодня Наличная улица - одна из главных магистралей острова.

11. Ленэкспо

IMG_6615.JPG

Рядом с Морским вокзалом, на Наличной улице, находится знаменитый выставочный комплекс "Ленэкспо". Его появление в Ленинграде в 60-е годы прошлого столетия было связано с идеей сделать Ленинград, наряду с Москвой и Прибалтикой, своеобразной экономической витриной страны. Западная часть Васильевского острова, вблизи пассажирского порта и Морского вокзала, была наиболее подходящим для этого местом. В 1968 году Ленинград стал местом проведения крупной международной выставки "Инрыбпром". Для ее проведения в юго-западной части Васильевского острова были построены три павильона. В последующие годы Ленэкспо стал главным городским местом проведения различных выставок. Со строительством новых павильонов площадь выставочного комплекса увеличилась, что сделало его одним из крупнейших в России. Традиционными и любимыми для горожан стали проводившиеся здесь ярмарка "Российский фермер" и Праздник корюшки, любимой ленинградцами рыбы, нерест которой в апреле означает приход весны и наполняет город огуречным ароматом. Начиная с 90-х годов, Ленэкспо стал местом проведения ежегодного Петербургского международного экономического форума, на который съезжаются и главы государств, и руководители крупных компаний.

12. Академия наук

IMG_0441.jpg

Юго-восточная часть Васильевского острова, еще начиная с петровских времен, становится научным центром города. Целый комплекс зданий, построенных в разные годы и в разных стилях, относились к Петербургской академии наук, основанной в 1724 году. Изначально она размещалась в здании Кунсткамеры, построенном по проекту архитектора Г. Маттарнови в стиле северного барокко. Первым президентом Академии стал лейб-медик Петра, Л.Л. Блюментрост. При нем был сформирован первый состав Академии, полностью состоявший из европейских ученых. Среди работавших в Академии в первой половине XVIII века были такие светила науки как математик Л. Эйлер, астроном Ж. Делиль, физик Д. Бернулли и многие другие. С Петербургской Академией наук связан и расцвет деятельности первого русского ученого-естествоиспытателя М.В. Ломоносова. Сложный и неуживчивый характер Ломоносова порой приводил его к частым конфликтам с европейскими коллегами, имевшими больше привилегий, чем отечественные, тогда еще немногочисленные, ученые. Ломоносовым, открывшим секрет производства цветного стекла, в 1764 г. была набрана мозаичная картина "Полтавская баталия". Сегодня эта масштабная работа украшает парадную лестницу в здании Академии наук, построенном в 80-е годы XVIII века по проекту одного из любимых архитекторов Екатерины II Дж. Кваренги. Это здание, расположенное по соседству с петровской Кунсткамерой, стало образцом классического стиля в петербургской архитектуре. Длина его главного фасада составляет 100 метров. Его украшают восемь величественных колонн, которые поддерживают мощный треугольный фронтон. В XIX веке в этом здании трудились, в основном отечественные ученые, имена которых сегодня известны всем. Достаточно вспомнить химиков Менделеева и Бутлерова, физиков Ленца, Якоби и Столетова, изобретателя радио Попова и многих-многих других. Президиум Академии наук располагался в этом здании до 1934 г., т.е. до переезда в Москву. Но и сегодня это историческое здание продолжает служить российской науке.

13. Панорама Большой Невы

IMG_6631.jpg

В нижнем течении Нева разбивается на несколько рукавов, образующих острова дельты. Самым крупным из рукавов является Большая Нева. Она омывает Васильевский остров с южной стороны. Длина ее от Стрелки до устья 3,5 км, а ширина составляет от 200 до 400 метров. Первые годы мостов через Большую Неву не было и связь с Адмиралтейской стороной осуществлялась с помощью шлюпок, а зимой - по льду. В периоды ледохода и ледостава и та, и другая связь с большой землей была невозможна. Поэтому два раза в год, на 2 недели остров оставался в полной изоляции от внешнего мира. Первый мост через Большую Неву, открытый в 1727 году, был наплавным, поэтому использоваться он мог только в летнее время. Мост назывался Исаакиевским, так как находился напротив церкви Святого Исаакия Далмацкого. Его несколько раз перестраивали. Он функционировал до 1916 г., когда на смену ему был создан Дворцовый мост, связавший Дворцовую набережную и Стрелку. После Февральской революции его переименовали в Республиканский мост. В 1944 году мосту было возвращено его историческое название. Он состоит из пяти пролетов. Разведенные "крылья" центрального пролета являются одним из главных символов Петербурга. Ну а первым постоянным мостом через Большую Неву стал Благовещенский. Его построили еще в 1850 году. Название он получил от Благовещенской площади, на которую выводил с Васильевского острова. Всего через 5 лет после смерти Николая I, мост назвали Николаевским. Это название он носил до 1918 г., когда был переименован в память о руководителе восстания на крейсере "Очаков" П.П. Шмидте. Историческое название, которое полностью пока не прижилось среди горожан, было восстановлено в 2007 г. Многим петербуржцам хорошо известны кованые ажурные решетки моста с изображением мифологических существ - гиппокампов или морских коней. Дворцовый и Благовещенский мосты и сегодня продолжают разводить для прохода по Неве кораблей, что приводит в восторг тысячи гостей Петербурга.

14. Панорама Большого проспекта

IMG_8755.JPG

Большой проспект, как следует из названия, является самой длинной магистралью острова. Он прорезает его с востока на запад, от Стрелки до Гавани. Роль главной перспективы острова была дана ему архитектором Трезини, наметившим просеку от усадьбы Меншикова параллельно течению Невы. Причем просека эта должна была стать каналом. Поэтому первое название проспекта было Большой канал, который так и не был прорыт. В первой половине XVIII века он назывался Большой Першпективной дорогой или просто Большой Першпективой. Застраивалась она постепенно. Жилые постройки, главным образом деревянные, доходили только до 18 линии, т.е. до центра острова. Только при Екатерине II наконец-то появляется современное название проспекта - Большой. В начале XIX века, по распоряжению императора Александра I, по обеим сторонам проспекта были устроены бульвары, в тенистой прохладе которых и сегодня можно отдохнуть летним днем. В XIX веке на проспекте строятся уже исключительно каменные дома, многие из которых сохранились до наших дней. После октябрьской революции проспект несколько лет назывался именем безвестного теперь австрийского марксиста Фридриха Адлера, а затем проспектом Пролетарской Победы. После снятия блокады Ленинграда, в 1944 году, были возвращены исторические названия главным улицам и проспектам города, в т.ч. Большому проспекту Васильевского острова. Именно на Большом находится здание администрации района (бывший райком КПСС) с обязательным памятником Ленину перед ним.

15. Андреевский собор

IMG_2691-1.JPG

Церковь Трех святителей. В XVIII веке центром общественной жизни острова был перекресток Большого проспекта и 6-7 линий. Здесь появляются сразу два православных храма, рынок, а также образцовые дома для зажиточных и именитых горожан. Архитектурный ансамбль этого участка сохранился без серьезных изменений до нашего времени. Доминирует в этом ансамбле Андреевский собор, строившийся во второй половине XVIII века по проекту архитектора А.Ф. Виста. Его отличают высокий центральный купол, двухъярусная шатровая колокольня, нежно-розовый цвет фасадов, а также резной золоченый трехъярусный иконостас высотой 17 метров, сохранившийся с XVIII века. Гораздо скромнее, выполненная в духе сдержанного петровского барокко, выглядит церковь Трех Святителей, расположенная по соседству. Построена она в 30-е годы XVIII века по проекту архитектора Джузеппе Трезини, племянника первостроителя Петербурга. Храм был построен как зимняя, т.е. теплая, церковь рядом с тогда еще деревянной Андреевской церковью, в которой зимой службы не проводились. Позднее этот храм был передан общине Грузинской православной церкви, владевшей им до его закрытия в 30-е годы XX века. Рядом с храмами в русских городах часто устраивались рынки. Одноименный с Андреевским собором рынок был построен в конце XVIII века и прекрасно сохранился до наших дней. Близость храмов и рынка определила характер этого места. Здесь селились зажиточные горожане, дома для которых строились по образцовым проектам архтитекторов Трезини, Леблона, Земцова. Среди таких зданий здесь можно отметить дом Троекурова на 6-й линии и подворье Александро-Невской лавры на 7-й линии. Это одни из первых каменных домов на Васильевском острове.

16. Панорама Среднего проспекта

IMG_5825.JPG

Самым оживленным проспектом острова является Средний проспект. Свою историю он ведет с 30-х годов XVIII века. Тогда он именовался Малой першпективой по отношению к Большому проспекту, параллельно которому он проложен от Малой Невы к Гавани. После появления во второй половине столетия Малого проспекта, першпектива получила название Среднего проспекта. Восточная часть проспекта была занята доходными домами, построенными в XIX веке. Западная часть проспекта прошла через территорию Смоленского поля, которое в XIX веке было одним из лобных мест Петербурга. В 1866 году здесь был казнен революционер-террорист Д.В. Каракозов. Спустя 13 лет на Смоленском поле был повешен народоволец А.К. Соловьев. Оба революционера покушались на жизнь императора Александра II, убитого в 1881 году. Западную часть Среднего застраивают на рубеже XIX-XX веков. Доминирующим в этой части является здание Геологического комитета, построенное в 1914 году по проекту архитектора А.А. Полещука. Массивное и величественное здание, построенное в стиле модерн, стало центром российской, а затем советской геологии. Здесь работали знаменитые русские ученые Карпинский, Чернышев, Вознесенский и многие другие. С 1939 года здание занимает Всесоюзный геологический институт (ВСЕГЕИ), в состав которого входит минералогический музей с богатейшей коллекцией минералов, собранной сотрудниками института.

Примечательным явлением на Среднем проспекте является движение трамваев. Некогда самый популярный вид транспорта, начал свою работу в Петербурге еще в 1907 году. Примечательно, что первый трамвай в городе вышел на маршрут из депо трамвайного парка, расположенного на Среднем проспекте Васильевского острова. Свою работу, прерванную на одну зиму, трамвайный парк №2 продолжал и во время блокады Ленинграда. Сейчас территорию парка занимает музей городского электрического транспорта, где представлены работавшие в нашем городе трамваи и троллейбусы. Многие из этих легендарных машин по-прежнему на ходу.

17. Стрелка Васильевского острова


Контуры Васильевского острова сформированы течением Невы. Остров сужается от запада к восточному мысу - Стрелке, где мощный поток воды разделяется на два рукава. Именно здесь создан один из самых красивых и величественных ансамблей города. На небольшом участке градостроителям удалось разместить, кроме научного, еще и торговый центр. Это стало возможным благодаря наличию торгового порта на Стрелке, появившегося еще в 30-е годы XVIII века. Рядом с портом появляются здания таможни и пакгаузов (таможенных складов). Здесь же на Стрелке горожане могли приобрести у иностранных торговцев редкие вещи или экзотических животных. Особенно бойко шла торговля попугаями и черепахами. С появлением крупнотоннажных кораблей порт был перенесен на берег залива. Современный облик Стрелки был сформирован к началу XIX века. Центральное положение занимает здание Биржи – творение французского зодчего Тома де Томона, напоминающее античный храм с величественными колоннами. Колоннаду восточного, обращенного к Неве, фасада украшает монументальная скульптурная композиция - «Нептун с двумя реками». Большинству же современных петербуржцев это здание известно как Центральный Военно-Морской музей, который занимал его более шестидесяти лет. Сейчас здание, над которым возникла угроза разрушения, передано в ведение Государственного Эрмитажа.

Симметрично по отношению к зданию Биржи расположены пакгаузы, построенные в середине 20-х годов XIX века на берегах Большой и Малой Невы по проекту архитектора таможенного ведомства И.Ф. Лукини. Сегодня оба пакгауза принадлежат Российской академии наук. В северном, обращенном к Малой Неве, находится музей почвоведения. Южный пакгауз на Университетской набережной хорошо известен многим петербуржцам еще с детства. Там расположен знаменитый Зоологический музей. Академии наук принадлежит и здание бывшей таможни на набережной Макарова, также построенное Лукини. Величественное здание, построенное в классическом архитектурном стиле, выделяется в городской панораме величественной башней и куполом. До въезда в это здание Института русской литературы РАН, известного как Пушкинский Дом, в первые годы советской власти здесь располагалась организация «Центрспирт».

Особое очарование композиции стрелки придают знаменитые ростральные колонны, еще одно творение Тома де Томона. В XIX веке они являлись своеобразными городскими фонарями. Каменные колонны украшены, подобно аналогичным древнеримским сооружениям, рострами – носами побежденных вражеских кораблей, что символизировало силу и доблесть российского флота. Основание колонн было украшено величественными статуями, символизировавшими крупнейшие реки европейской России – Волгу, Днепр, Неву и Волхов. Возвышающиеся на тридцатиметровой высоте факелы Ростральных колонн украшают вечерний Петербург в дни городских и государственных праздников. От ростральных колонн к Неве были проложены два спуска, полюбившиеся как молодоженам, так и многочисленным туристам.

18. Парусник "Мир"


Петербургский порт является родным домом не только для крупнотоннажных современных судов, но и для парусников разных размеров, которые, в основном, являются учебными плавучими базами будущих моряков. Петербург, и особенно Васильевский остров, имеет давние морские традиции. Здесь находятся два крупнейших морских вуза, имеющих богатую историю - Морской корпус имени Петра Великого (Военно-морское училище имени Фрунзе) и морская академия имени адмирала Макарова. Выпускники этих заведений прославили российский флот, начиная свой морской путь на Васильевском острове. И сегодня наследники Крузенштерна и Лисянского, Беллинсгаузена и Лазарева, Головнина и Макарова проходят учебную практику на парусных фрегатах. Одной из традиций будущих офицеров является облачение в гигантскую тельняшку, сшитую из множества тельняшек, памятника Крузенштерну в ночь перед выпуском. Считается, что только после этого ритуала путь в море для них будет открыт. И каждый приход в город с богатыми морскими традициями белоснежного парусника в акваторию Невы становится событием. Горожанам хорошо известны трехмачтовый фрегат "Штандарт", шхуны "Ленинград" и "Юный балтиец" и, конечно же, самый быстроходный парусник в мире, фрегат "Мир". Все эти суда в разные годы играли роль галеона "Секрет" на традиционном празднике петербургских выпускников "Алые паруса". Кульминацией праздника считается проход судна под разведенным Дворцовым мостом в сопровождении яркого фейерверка и музыки Рейнгольда Глеера "Гимн великому городу". Подобная картина напоминает и о бессмертном произведении А. Грина, и о ярких петровских иллюминациях в невской акватории.

19. Ледоколы


Сезон навигации на Неве ограничен теплым периодом года, с апреля по ноябрь. Но грузовой порт Петербурга работает круглый год. В условиях иногда случающихся суровых зим, на помощь обычным кораблям приходят ледоколы. Нередко у причала Благовещенского моста можно увидеть "дежурный" ледокол, готовый, при необходимости, обеспечить проход грузового корабля в Петербург. И кажется, что в условиях не очень холодных зим работы у ледоколов на Балтике стало немного. Однако это не так. Финский залив мелководен. Фарватер, по которому грузовые суда идут к Петербургу, очень узкий. И стоит ему замерзнуть, как может образоваться затор, что не раз бывало при резкой перемене погоды. В Финском заливе трудятся, в основном, дизельные ледоколы классов "Москва" и "Ермак", построенные на Балтийском и Выборгском судостроительном заводах. На Васильевском острове, в цехах Балтийского завода, создавались и мощные ледоколы для полярных плаваний. Так, в 1972 году на воду был спущен легендарный ледокол "Арктика", первым в мире из надводных судов достигнувший Северного полюса. Ледовая навигация в Петербурге завершается весной парадом ледоколов. Эта сравнительно новая традиция стала очень популярной у горожан и туристов, которые с интересом наблюдают за грациозным проходом по Неве ледовых тружеников, празднично закрывающих сезон.

20. Балтийский завод


С момента своего основания Петербург стал не только морской, но и судостроительной столицей России. Старейшим предприятием города являются Адмиралтейские верфи, где были построены первые корабли Балтийского флота. В последующие годы в городе было создано еще несколько судостроительных заводов. Гордостью Васильевского острова является Балтийский завод. Он появился в 1856 году как частное предприятие, заняв территорию юго-западной части острова. Однако уже в конце XIX века он переходит в ведение Морского министерства и с его стапелей на воду спускают военные корабли - крейсеры и броненосцы. В начале XX века на Балтийском заводе была создана первая боевая подводная лодка "Дельфин", вошедшая в состав российского флота. За свою 160-летнюю историю завод выпустил более 500 военных кораблей. Гордостью современных вооруженных сил России с 1998 г. является флагман Северного флота - тяжелый атомный ракетный крейсер "Петр Великий".

Расцвет завода пришелся на послевоенные годы, когда он стал лидером в производстве ледоколов, в т.ч. атомных, таких как "Арктика", "Россия", "Сибирь", "50 лет Победы", "Советский Союз" и "Ямал". Помимо производства судов для отечественного флота, Балтийский завод производит корабли для зарубежных партнеров. Самым же значим современным проектом является строительство плавучей атомной электростанции "Академик Ломоносов", которая будет вырабатывать электрическую и тепловую энергию в условиях Крайнего Севера, а также опреснять соленую морскую воду.

21. Площадь Трезини

IMG_2835.jpg

Огромную роль в формировании исторического облика Петербурга и Васильевского острова сыграл уроженец Швейцарии итальянского происхождения Доменико Трезини. Приглашенный в 1704 году Петром I в Россию как инженер-фортификатор, он быстро проявил здесь талант архитектора, став главным зодчим Петербурга первой четверти XVIII века. Именно ему Петр доверил строительство своего дворца в Летнем саду, а также главного городского символа - Петропавловского собора, расположенного в одноименной крепости, перестройка которой в камне велась под руководством зодчего. Стиль, в котором работал архитектор, принято называть северным (скандинавским, голландским, петровским) барокко, в котором не было вычурности елизаветинской эпохи, а наоборот, присутствовала строгость и сдержанность. Главной же особенностью стиля является выделение белым цветом элементов архитектурного декора и мелкая расстекловка окон. Авторству Трезини принадлежит и план застройки Васильевского острова образцовыми домами для зажиточных горожан, который впоследствии осуществлялся учеником мастера, российским архитектором М.Г. Земцовым. Главным творением Трезини на Васильевском острове стало здание Двенадцати коллегий, занимаемое Санкт-Петербургским государственным университетом и знаменитое своим бесконечным коридором. На острове находится и дом Трезини, построенный по его же проекту. Расположен он в створе Благовещенского моста, у площади, получившей в 1995 году имя зодчего. В декабре 2013 г. перед домом Трезини был установлен памятник архитектору работы скульптора П.П. Игнатьева. Интересно, что ни одного прижизненного портрета Трезини не сохранилось. О том, как мог выглядеть архитектор, можно судить лишь из рисунка на плане Петербурга XVIII века. Среди трех, изображенных там человек, держащих в руках план города, один, предположительно, является первым архитектором Петербурга.

22. Кадетская линия

IMG_8475.JPG

Церковь Святой великомученицы Екатерины. Планы по созданию каналов на Васильевском острове удалось лишь частично осуществить на самом начальном этапе. Известно, что на месте современной Кадетской линии канал все-таки был прорыт. Однако после опалы Меншикова его засыпали. Усадьба бывшего генерал-губернатора Петербурга была передана Кадетскому корпусу, от которого и произошло название улицы. Линия стала транзитной. Через нее транспорт проходил от Тучкова моста, соединяющего Васильевский остров с Петроградской стороной, вглубь острова. Эти же функции Кадетская линия выполняет и в наше время. Высотной доминантой линии является церковь Святой Великомученицы Екатерины. Она была построена на месте, которое занимали ранее несколько полковых храмов, последний из которых сгорел в 1809 году. Современный храм был построен в первой четверти XIX века по проекту архитектора А. Михайлова 2-го. Он выделяется светло-серым цветом фасадов и огромным сферическим куполом, увенчанным ангелом с крестом. Высокая колокольня была пристроена к храму в 60-е годы XIX века архитектором Болотовым. Храм был закрыт в 1935 году, а все его имущество разграбили. На церковное здание претендовали сразу несколько организаций. После войны храм, который пострадал от обстрелов, был передан нефтяному геологоразведочному институту. Только в конце XX века церковь Святой Екатерины, находившуюся в аварийном состоянии, вернули верующим.

23. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы

IMG_4887.JPG

Одним из старейших действующих храмов на Васильевском острове является церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, расположенная в его северной части на Малом проспекте. Каменный храм начали строить в 1750 году, однако освящен он был только через 12 лет. По архитектуре и внутреннему убранству семипрестольный храм не уступал Преображенскому собору в центре города, построенному на несколько лет раньше. С этим храмом связаны имена поэтов Тредиаковского и Ломоносова, а на кладбище, которое существовало при храме в XVIII веке, были захоронены такие известные личности российской истории, как механик А.К. Нартов, художник-гравер М.И. Махаев, исследователь Камчатки С.П. Крашенинников. Высокая четырехъярусная колокольня была пристроена к храму в 80-е годы XVIII века. На периферии Благовещенского сквера в 1899 г. была воздвигнута часовня, сохранившаяся до наших дней. Как и все храмы Васильевского острова, в 30-е годы прошлого столетия, Благовещенская церковь была закрыта. К счастью, удалось сохранить ее иконостас. С 1992 года храм снова является действующим, а главными его святынями являются две иконы епископа Тихона Задонского с частицами его мощей. Именно Тихон Задонский освятил в 1762 году Благовещенскую церковь.

24. Кирха Святого Михаила

IMG_4879.JPG

Доминантой восточной части Среднего проспекта является финская лютеранская церковь Святого Михаила. Остроконечный шатер ее колокольни высотой 60 м. виден даже со стороны Гавани. Здание построено в 1876 году по проекту военного инженера и архитектора К.К. Бульмеринга в неоготическом стиле, характерном для европейских католических и протестантских храмов. Однако лютеранская община на Васильевском острове имеет более долгую историю. Петербург с первых лет своей истории был городом толерантности, в котором представлены практически все основные религии мира. Наиболее широко были представлены лютеранские общины. Причем церкви строились как для приезжавших на службу в Петербург немцев, так и для финнов, традиционно проживавших на этих землях. На фасадах кирхи Святого Михаила, облицованных песчаником, обращают на себя внимание готические стрельчатые окна. Само же здание венчает высокая двускатная крыша.

Как и православные храмы, лютеранская церковь не избежала в советское время закрытия. Общину при кирхе восстановили в начале 90-х годов. По воскресеньям в кирхе проводятся богослужения на русском и финском языках. Но гораздо больше петербуржцев в этом храме привлекают регулярные концерты органной музыки. Согласно традиции евангелической лютеранской церкви, в кирхе установлен орган, звучание которого приходят послушать не только верующие-протестанты, но и все желающие.