Автор текста – специалист по продажам оборудования ООО «ВИБРОТЕХНИК» Михаил Григорьев.
Фотограф - Дмитрий Песочинский.
В каждом городе, независимо от его возраста и величины, есть свои символы, среди которых особое место занимают памятники. Их устанавливают в центре городских площадей, в парках и на набережных. У памятников происходят праздничные или траурные мероприятия, назначают свидания влюбленные. В конце концов, для гостей города они могут служить хорошим ориентиром. Символизируя целые эпохи в истории страны и неся зачастую идеологическую нагрузку, памятники, будь то статуи, пешие или конные, триумфальные арки или обелиски, а также монументальные мемориалы - все они являются частью архитектурного ансамбля города, создавая его лицо. Вместе с тем, большой популярностью у людей, особенно сегодня, пользуются и необычные, а порой и весьма курьезные памятники, посвященные героям книг и фильмов, а также песен и городских легенд.
Петербург, несмотря на сравнительно молодой возраст, по сравнению с крупнейшими мегаполисами Европы, имеет богатую историю, как политическую, так и культурную. Все это отразилось и в облике города, богато украшенного самыми разнообразными памятниками. Первыми памятниками молодого города в XVIII веке были триумфальные арки, воздвигнутые в честь побед государства Российского в Северной войне. Самым известным из них являются Петровские триумфальные ворота Петропавловской крепости - единственная, кстати сохранившаяся до наших дней в России триумфальная арка петровского времени. Это своеобразный памятник и самому Петру I, изображение которого можно увидеть на барельефе ворот. Именно основателю Петербурга, главному творцу победы в Северной войне, были в XVIII веке установлены первые скульптурные памятники в основанном им городе. Наиболее известным из них является знаменитый "Медный всадник", созданный французским скульптором Этьеном Морисом Фальконе по заказу Екатерины II. Воспетый впоследствии Пушкиным монумент, стал символом целой эпохи - периода закрепления России на невских и балтийских берегах, провозглашения ее империей и появления новой столицы. Памятник, расположенный на Адмиралтейской стороне города, обращен к Васильевскому острову, самому большому из островов невской дельты. Именно этот остров, финское название которого Хирвисаари (Лосиный), Петр планировал сделать центром столицы. Это отразилось и в строительстве на острове дворца первого петербургского губернатора Александра Даниловича Меншикова, и в появлении по-близости торгового порта, а также таможни и биржи. Удивительно, но долгое время в Петербурге не было ни одного памятника его первому губернатору. Личность Меншикова не была популярной ни в царское время, ни в советское. И только в последние годы потомки по достоинству оценили заслуги этого государственного деятеля петровской эпохи. Тем отраднее, что петербургский памятник, созданный Марией Тимофеевной Литовченко (вдовой великого Аникушина), в 2002 году был установлен на Васильевском острове, во дворе Меншиковского дворца. Другие же персоналии, увековеченные в бронзе на Васильевском острове, такжею соответсвуют статусу острова как городского центра. О расположении здесь Санкт-Петербургского университета и Академии наук напоминают памятники великим русским ученым Ломоносову и Павлову. Вблизи Академии художеств, знаменитой "кузницы" великих отечественных художников и скульпторов, находятся памятники Репину, Сурикову и Клодту. Выдающиеся русские мореплаватели и флотоводцы азам своей професси обучались в знаменитом Морском кадетском корпусе на Васильевском острове. Среди самых известных его выпускников Крузенштерн и Нахимов. Ну и конечно век XX, противоречивый, сложный и великий, запечатлен в памяти острова героями своего времени. Памятникам Васильевского острова, появившихся в наше время, посвящен наш рассказ.
На Васильевском острове, в створе Благовещенского моста, в конце 2013 года появился памятник человеку в шубе. В народе, в скором времени, его стали называть памятником снежному человеку.
История Петербурга сохранила для нас имена архитекторов, создававших "лицо" города. Значительная их часть, особенно в XVIII - первой половине XIX веков, приехала в Россию из европейских стран. Такие зодчие как Растрелли, Кваренги, Росси, Монферран, Менелас, приехав в Россию, свою дальнейшую судьбу связали с Петербургом. Ну а первое место в ряду великих петербургских зодчих занимает Доменико Андреа Трезини.
Архитектурное образование зодчий получил в Венеции. Работая в Дании на строительстве укреплений, Трезини обратил на себя внимание российского посла Андрея Измайлова и был приглашен в Россию.Именно как инженер-фортификатор Трезини начал свою деятельность в основанном Петре городе, создавая форты Кронштадта и перестраивая Петропавловскую крепость в камне. Без преувеличения, вершиной в его творчестве, как в прямом, так и в переносном смысле, является собор святых апостолов Петра и Павла на территории крепости. Колокольня собора вместе со шпилем имеет высоту 122,5 метра. Это самая высокая постройка в исторической части города. К другим значимым постройкам Трезини относятся прекрасно сохранившиеся до наших дней дворец Петра I в Летнем саду, Благовещенская церковь в Александро-Невской лавре и здание Двенадцати коллегий на Васильевском острове, которое является последним масштабным проектом, завершенным уже после смерти архитектора. Неподалеку от этой постройки находился и дом архитектора, построенный по его же проекту. В сильно измененном виде дом Трезини дошел до наших дней. Символично, что именно перед домом архитектора, на площади носящей его имя, был установлен памятник работы скульптора Павла Игнатьева. До наших дней не сохранилось ни одного портрета Трезини, поэтому автор смог в какой-то мере пофантазировать, одев зодчего во французскую шубу. Таким образом, скульптор возможно намекал на сильные морозы, которыми так пугали, собиравшихся в Россию, иностранцев. Но ни мороз, ни другие трудности не отпугнули зодчего, для которого Россия стала второй родиной. Ну а русские люди уважительно называли его Андреем Якимовичем. А этого здесь не каждый иноземец удостаивался.
Долгое время считалось, что Васильевским остров был назван по имени сподвижника Петра I, артиллериста Василия Корчмина. Батарея, которой командовал Корчмин располагалась на восточной оконечности острова - Стрелке, и прикрывала со стороны устья Невы тогда еще только строившуюся на Заячьем острове Петропавловскую крепость. Направлявшиеся Корчмину поручения Петр подписывал: "Василию на остров". И хотя еще в XIX веке эта версия происхождения названия была поставлена под сомнение, а впоследствии и вовсе опровергнута, личность первого петербургского "начальника" острова незаурядна, достаточно хорошо известна и вполне заслуживает светлой исторической памяти. В 2003 году, в дни празднования 300-летнего юбилея Санкт-Петербурга, на 7-й линии острова, во дворе-курдонере дома №34, где ранее находился один из старейших кинотеатров города "Балтика" (до революции "Форум"), появился бронзовый памятник бравому офицеру русской армии петровского времени. Улыбаясь и держа на вытянутой руке курительную трубку, он изображен присевшим на ствол пушки.
Конкурс на создание памятника выиграли студенты Петербургской Академии художеств Г. Лукьянов и С. Сергеев. Создавая памятник, скульпторы смогли проявить фантазию в изображении героя, ведь ни одного изображения его до наших дней не сохранилось. Зато неплохо известна его биография, из которой мы знаем, что господин Корчмин был не просто артиллеристом, а конструктором, разработавшим новые артиллерийские орудия. Кроме этого, именно Корчмин является изобретателем огнемета, а также боевых и сигнальных ракет. Кстати, в свободное от службы время его талант пригодился и при организации столь любимых Петром фейерверков по случаю Нового года и громких викторий, к которым Василий Дмитриевич также имел непосредственное отношение, приняв участие в большинстве сражений на Балтийском театре действий Северной войны. Так что, название Васильевского острова по праву ассоциируется с этим заслуженным человеком.
В центре острова, в тихом и уютном саду "Василеостровец", в 2010 г. был открыт памятник всемирно известному художнику, философу и археологу Николаю Константиновичу Рериху. Фигура художника, словно вырастающая из светло-серого гранитного монолита, напоминает памятник былинному герою или персонажу карело-финского эпоса. Таким, аскетическим сдержанным, изобразил Рериха известный петербургский скульптор В.В. Зайко. Величие скульптуре придает каменная накидка, которую художник придерживает, скрестив руки на груди, и очень серьезный, если не сказать тяжелый, взгляд, устремленный как бы в вечность. Творчество Рериха, связанное и с древнерусской историей, и с культурой Востока, безгранично.
Богатая событиями биография, широкий спектр интересов, огромное творческое наследие – все это позволяет называть Рериха Человеком Мира. Сегодня картины художника украшают многие известные мировые музеи, а его многолетнее исследование Индии и Тибета позволило по-новому взглянуть на эти малоизвестные для нас страны. Обилием великих имен поражает круг знакомств художника, общавшегося на заре своего творческого пути с Л.Н. Толстым и Иоанном Кронштадским, а в конце жизни - с Джавахарлалом Неру. Отрадно, что становление личности и начало творческого пути этого великого человека связано с Васильевским островом.
Здесь Рерих родился, а также учился, окончив знаменитую гимназию Карла Мая, а также Академию Художеств и юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Поэтому не удивительно, что когда встал вопрос об увековечении памяти художника в Петербурге, именно Васильевский остров был выбран для установки монумента, считающегося одним из самых удачных, среди созданных за последнее время, памятников.
В мае 2011 года на Васильевском острове, в сквере у пересечения Среднего проспекта и Гаванской улицы, появился памятник выдающемуся поэту, герою Советского Союза Мусе Джалилю. В Петербурге увековечена память многих известных писателей и поэтов, чье творчество было неразрывно связано с городом. Памятник Мусе Джалилю стоит особняком в этом ряду. Поэт, сочинявший стихи исключительно на родном для себя татарском языке, в Ленинграде никогда не работал. Вполне возможно, что он и вошел бы в историю лишь как национальный поэт, если бы не война. Призванный в 1941 году в армию, Муса Мустафович Джалилов служил политруком и военным корреспондентом на Ленинградском и Волховском фронтах.
Будучи тяжело раненным у деревни Мясной Бор, во время печально известной Любаньской операции, он оказался в плену. Именно в стане врага по-настоящему проявился героизм поэта. Зачисленный фашистами в легион "Идель-Урал", составленный из военнопленных преимущественно татарской национальности, Джалиль вел работу по организации подполья. Благодаря его антифашисткой пропаганде удалось организовать успешные побеги военнопленных и буквально "взорвать" легион изнутри, осуществив переход целого батальона с оружием к партизанам. После раскрытия подполья Муса Джалиль был арестован вместе с группой своих товарищей и казнен в августе 1944 года. До казни, проведя год в Моабитской тюрьме, Муса Джалиль написал десятки стихов, часть которых дошла до нас под названием "Моабитская тетрадь". Именно этот сборник стихов, ставший символом несгибаемой воли и безграничной веры в победу, обессмертил имя поэта. Памятник, автором которого является скульптор из Татарстана Ахнаф Зиякаев, выполнен в виде бронзового бюста. Джалиль представлен скульптором военкором, с блокнотом и карандашом в руке. Высеченные на гранитном постаменте стихи поэта не оставят у потомков сомнений, что победа в Великой Отечественной войне - общее достояние всех народов страны.
Среди выпускников Морского кадетского корпуса на Васильевском острове было немало выдающихся флотоводцев и мореплавателей. Это главное военно-морское заведение в стране со времен Петра I готовило офицеров для российского флота, которые прославили себя и Россию как в морских баталиях, так и в географических открытиях. Имя адмирала Павла Степановича Нахимова, стоящего в одном ряду с Ушаковым, Крузенштерном, Беллинсгаузеном, Лазаревым, Макаровым, является одним из самых известных в истории российского флота. Заслуги царского адмирала были высоко оценены и в советское время. В трудные годы Великой Отечественной войны подвиги адмирала являлись примером для поднятия патриотизма войск и флота, что отразилось в учреждении ордена и медали Нахимова. А подвигов этих было немало. Еще молодым офицером, в 1827 году, он отличился в Наваринском сражении, командуя батареей линкора "Азов", героически сражавшегося с пятью турецкими кораблями. Командуя эскадрой Черноморского флота, в самом начале Крымской войны, Нахимов стал главным творцом победы в Синопском сражении, в ходе которого была разгромлена турецкая эскадра. При героической обороне Севастополя 1854-1855 годов Нахимов проявил себя и как блестящий сухопутный полководец.
Пользовавшийся огромным авторитетом в армии и на флоте, адмирал личным мужеством вдохновлял защитников города, отданного врагам лишь после гибели Нахимова от пули снайпера. В XXI веке памятники великому русскому флотоводцу появились и в городе, воспитавшем его как моряка. В 2012 году, в год 210-летия со дня рождения Павла Степановича, на Васильевском острове, рядом с гостиницей Прибалтийская, был открыт памятник работы скульптора Григория Лукьянова. Место для памятника было выбрано не случайно - сквер "Малые Гаванцы", разбитый в честь побед русского флота. Фигура адмирала, отлитая в бронзе, представлена в полный рост, как и подобает настоящему флотоводцу, с обязательной подзорной трубой в руках. Появление памятника великому адмиралу в городе, с которого начинался российский флот, закрепило за Петербургом статус военно-морской столицы страны.
Наверно только память о Ленине в нашем городе была, в свое время, столь же крепка, как и память об основателе города - Петре I. Но если число памятников Ильичу за последние десятилетия не возросло, то монументов основателю Санкт-Петербурга стало уже немало. В 2006 году «свой» Петр появился и на Васильевском острове. Место для него выбрано в западной части острова, на Прибалтийской площади, перед зданием одноименной гостиницы.
Памятник императору представляет собой 6-метровую пешую скульптуру. Учитывая то, что автором монумента является Зураб Церетели, известный своими грандиозными монументами, этот памятник получился сравнительно небольшим. В какой-то степени Петербургу этот памятник был даже "навязан" автором. Еще за год до установки Зураб Константинович представлял монумент на своей персональной выставке в петербургском Манеже, во время которой предложил городу памятник в качестве подарка, но с условием установки его в одном из исторических, "петровских", мест города.
Так как это условие властями не могло быть принято, а установку Петра на въезде в город отверг сам Церетели, Прибалтийская площадь стала неким компромиссным вариантом, всех устроившим. В любом случае, памятник Петру у Прибалтийской вполне уместен на Васильевском острове и уж точно не мешает горожанам, чего нельзя сказать о другой известной работе Церетели - знаменитом "Колумбе Замоскворечья" в столице. Немного странным, правда, выглядит свиток в правой руке императора с указом об основании города Санкт-Петербурга. Возможно, автор и не знал о том, что указа такого не было, а может сознательно решил украсить им свою работу. Это уже не так важно, особенно для иностранных туристов, традиционно составляющих большинство среди постояльцев "Прибалтийской".
В 1996 году площадь, образованная зданиями Двенадцати коллегий и Библиотекой Академии Наук, получила имя выдающегося ученого и правозащитника Андрея Дмитриевича Сахарова. А спустя 7 лет ее "украсил" несколько странный памятник работы скульптора Левона Лазарева. Памятник вызвал немало споров и неоднозначных оценок. Сгорбленная фигура, вжатая в плечи голова и будто связанные за спиной руки. Возможно, автор, таким образом, стремился подчеркнуть преследование Сахарова властями за правозащитную и антивоенную деятельность и его изоляцию в ссылке. При этом обращает на себя внимание небрежная обработка поверхностей и многочисленные подтеки бронзы, что делает памятник не очень презентабельным.
Личность Сахарова сегодня в обществе оценивается по-разному. Одни считают его героем-диссидентом и борцом за мир, другие - предателем. Возможно, по достоинству оценить масштаб деятельности этого человека общество в полной мере сможет в будущем. Тем не менее, бесспорно то, что участвуя в создании термоядерной бомбы, Сахаров внес огромный вклад в науку. В то же время, вовремя оценив ее опасность, он не побоялся сообщить миру об этом. Можно не сомневаться, что академику Сахарову еще будут воздвигнуты памятники. Ну а памятник на Васильевском острове уже вошел в историю как самый первый из них.
Васильевский остров тесно связан с именами и современных российских политиков. В 2006 году на Большом проспекте был открыт памятник Анатолию Александровичу Собчаку, первому, избранному населением, петербургскому градоначальнику. Место для памятника было выбрано недалеко от здания юридического факультета Санкт-Петербургского университета, профессором которого Собчак был еще задолго до вступления в должность мэра.
Памятник представляет собой бронзовый бюст, выполненный скульптором Иваном Корнеевым. Собчак показан автором уже немолодым человеком, в профессорской мантии, будто выступающим с университетской кафедры. Личность первого мэра Санкт-Петербурга вызывает сегодня очень много споров, а оценки его деятельности в этой должности в обществе, порой, резко противоположны. Но при этом не стоит забывать, что при активном участии Собчака Санкт-Петербург обрел свое историческое имя, а вместе с ним вернул себе статус культурной столицы России.
Петровская эпоха выдвинула в России немало выдающихся людей, преуспевших как на военном, так и на политическом поприще. Ближайшее окружение Петра I составляли хорошо известные ему еще с детства люди. Среди представителей известных дворянских фамилий было немало тех, для кого служение государеву делу было наипервейшей обязанностью, что особенно ценил Петр Алексеевич. Не только сподвижником, но и наставником молодого царя был боярин Федор Алексеевич Головин. Во время Стрелецкого бунта 1682 года именно Головин вывез юного Петра из Москвы, т.е. фактически спас его от разгневанной толпы. В конце XVII века Головин непременно находился при Петре, будь то Азовский поход или Великое посольство, в организации которого роль его как дипломата была неоценимой.
Не удивительно, что вскоре после возвращения из Европы Петр поставил Федора Алексеевича во главе Посольского приказа, т.е. назначил, как сейчас сказали бы, министром иностранных дел. Тогда же, в 1699 году Головин стал первым кавалером первого российского ордена - Святого апостола Андрея Первозванного. Примечательно, что сам Петр стал лишь шестым кавалером этой награды, получив ее после операции по взятию на абордаж в устье Невы шведских кораблей "Астрильд"и "Гедан" весной 1703 года. Ордена Петру и Меншикову вручал Федор Алексеевич Головин. Не имея талантов выдающегося флотоводца, Головин, тем не менее, сыграл большую роль и в становлении молодого российского флота, небесным покровителем которого является апостол Андрей Первозванный. Не удивительно, что одним из старейших храмов Васильевского острова является Андреевский собор, получивший при Павле I статус орденского. В 2007 г., в сквере у собора был установлен памятник-бюст Федору Алексеевичу Головину, созданный на благотворительные пожертвования целым авторским коллективом. Грудь первого канцлера Российского государства украшает орден Андрея Первозванного.
Для Петербурга, на протяжении всей его 300-летней истории, было характерным явление, которое принято сейчас называть толерантностью. Здесь мирно соседствовали представители самых разных национальностей и всех основных мировых религий. И это не удивительно, ведь в создании города на протяжении многих десятилетий принимали участие европейские мастера - инженеры и архитекторы. Город строили, присылавшиеся сюда по разнарядке, работные люди из всех российских губерний. В местах их компактного проживания в Петербурге стали появляться слободы. Так, помимо Немецкой, Французской, Английской, Греческой, появились, например, Коломенская и Татарская слободы. Традиционно компактно в Петербурге проживали финны и эстонцы. Еще в XVIII веке сформировались еврейская и армянская общины.
Молитвенный дом армянской общины находился на 3-й линии Васильевского острова. Ее представители занимались торговлей, ремеслами, а также состояли на службе в русской армии. Численность общины возросла до 1000 человек к середине XIX века, после вхождения Восточной Армении в состав Российской империи. К тому времени в Петербурге уже существовали армянские церкви Святой Екатерины на Невском проспекте и Воскресения Христова на Васильевском острове, построенные архитектором Фельтеном по протекции видного промышленника и мецената Ованеса Лазаряна, более известного как Ивана Лазаревича Лазарева. Церковь Воскресения Христова находится на территории Армяно-Григорианского кладбища, место под которое еще в XVIII веке было выделено общине на берегу реки Смоленки, напротив старейшего на Васильевском острове православного кладбища.
Когда в 2015 году встал вопрос об установке памятника в Санкт-Петербурге выдающемуся армянскому композитору и певцу Комитасу, место было выбрано вблизи святого для армянского народа места, на территории Камского сада. Высеченный из гранита памятник создан, живущим в Санкт-Петербурге, армянским скульптором Левоном Бейбутяном. Комитас, настоящее имя которого Согомон Согомонян, изображен скульптором в рясе священника. Переживший вместе со своим народом лихолетье Первой мировой войны и геноцид, этот человек не был связан с Петербургом. Однако, проживая в разных странах, неся в мир искусство музыки и песни, он стал человеком мира. Поэтому именно Комитас, как один из самых известных в мире представителей армянского народа, был удостоен памятника в Санкт-Петербурге, в знак укрепления дружбы народов.
Удивительно, но до недавнего времени в Петербурге практически не было памятников выдающимся архитекторам и скульпторам, главным творцам петербургской красоты. Считалось, что память о себе они и так создали хорошую своими произведениями. Тем не менее, в последние годы ситуация изменилась, и в Петербурге стали появляться памятники архитекторам. Трезини, Растрелли, Ринальди Кваренги, Росси - великие итальянские зодчие уже увековечены в бронзе.
А вот монумент мастеру, который сам при этом создавал памятники, в Петербурге пока только один. Он находится в саду Академии художеств на Васильевском острове и посвящен Петру Карловичу Клодту. И хотя фамилия этого скульптора не всем может показаться известной, с его главными работами знаком практически каждый человек, кто хотя бы раз бывал в Петербурге. Достаточно назвать Укротителей коней на Аничковом мосту. Клодту, не получившего базового художественного образования, одинаково успешно удавались изображения людей и лошадей. Большая часть его творчества пришлась на эпоху правления Николая, который благоволил Клодту уже после первой его большой работы - шестерки коней для колесницы Славы, венчающей Нарвские триумфальные ворота. По легенде, император, восхищенный талантом молодого скульптора произнес ставшую известной фразу: "Ну, Клодт, ты делаешь коней лучше чем жеребец". Именно Клодт является автором уникального памятника Николаю I. Тяжелая конная статуя держится всего на двух точках опоры - задних ногах коня. Считается, что именно эта уникальная особенность, созданного Клодтом монумента, спасла памятник от уничтожения в советское время, когда личность Николая была, мягко говоря, не в почете. Миниатюрная копия этого шедевра, украшает и памятник самому Клодту, созданный петербургским скульптором Владимиром Горевым в 2006 году. Сам мастер показан уже немолодым и уставшим человеком, опирающимся на триногу с моделью памятника императору. Памятник Клодту не случайно установлен во дворе Академии Художеств, вольнослушателем которой он был. Уже будучи зрелым мастером, Петр Карлович возглавлял литейный цех академии. Памятник Клодту был создан по инициативе и на средства скульптора Горевого. Почти полтора года руководство Академии Художеств не признавало самовольно установленный памятник, накрыв его деревянным кожухом. И только в ноябре 2007 года, в память 150-летия со дня смерти мастера, состоялось торжественное открытие скромного симпатичного памятника великому отечественному Художнику.
Среди необычных памятников Парка современной скульптуры, созданного в начале нашего столетия во дворе филологического факультета Санкт-Петербургского университета, есть памятник Любви, посвященный поэту Осипу Мандельштаму и его супруге Надежде. Сравнительно небольшой, высотой около трех метров, трогательный монумент представляет собой своеобразную аллегорию. Поэт и его супруга, трагически разлученные при жизни, как бы парят на крыльях над землей, символизируя вечную любовь. Мандельштам изображен с томиком стихов в руке, обессмертивших имя поэта, вместе со своей музой, сохранившей верность супругу после гибели и спасшей его творческое наследие. Такую трактовку образа супругов Мандельштам предложила голландский скульптор Ханнеке де Мюнк, большая поклонница творчества поэта, учившегося в Санкт-Петербургском университете, что объясняет установку памятника в 2010 году во дворе филфака. Спустя 5 лет точно такой же памятник появился и в Амстердаме, что еще более усилило историческую связь Петербурга со столицей Нидерландов.
Мировая история знает немного примеров столь длительной и героической обороны крупного города в условиях практически полной изоляции от внешнего мира. Почти 900 дней, с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года, Ленинград находился в кольце вражеской блокады. О блокаде написано немало книг и статей, снимаются игровые и документальные фильмы. В памятные дни в городе проводятся, ставшие традиционными торжественно-траурные мероприятия. В Петербурге и его пригородах немало мест, связанных с подвигом защитников Ленинграда и беспримерным мужеством его жителей. Оставшимся в городе ленинградцам, кроме артиллерийских обстрелов и бомбардировок, пришлось пережить страшный голод, а в первую блокадную зиму - еще и сильнейший холод. Блокада унесла жизни почти миллиона ленинградцев. Большая часть людей погибла от голода. В самые тяжелые месяцы блокады, зимой 1941-1942 годов, суточная норма хлеба, полагавшаяся служащим, иждивенцам и детям, составляла не более 125 грамм. И хотя в первые же дни войны началась эвакуация детей, к моменту начала блокады в городе их оставалось несколько сот тысяч. Многим из них пришлось пережить в городе первую блокадную зиму. Тысячи детей остались без надзора, потеряв своих родителей. Среди них была и хрупкая ленинградская школьница Таня Савичева, проживавшая на 2 линии Васильевского острова. О ней мы узнали благодаря дневнику, который она вела во время блокады, фиксируя уход каждого своего родственника до тех пор, пока она не осталась одна. Этот дневник, сохранившийся до наших дней, стал одним из символов великой трагедии, перененесенной детьми Ленинграда.
Еще в начале 50-х годов на Васильевском острове, в память о жителях блокадного Ленинграда, был заложен яблоневый сад. Примечательно, что инициатором создания сада на Наличной улице было не партийное руководство, а простая школьная учительница Анфиса Николаевна Семенова-Тянь-Шаньская. 8 сентября 2010 года, в годовщину начала блокады Ленинграда, в Анфисином саду, как ласково называют его островитяне в память об основательнице, был открыт памятник "Детям блокадного Ленинграда". В основе композиции памятника съежившаяся от холода девочка в огромных валенках, укутанной в платок. В руках ребенка крохотный кусочек хлеба. Образ девочки, олицетворяющей судьбы сотни тысяч ленинградских детей, воплотила в жизнь наш современник, скульптор Галина Додонова. Игрушки и цветы, приносимые сегодня к памятнику детьми и взрослыми, не могут оставить равнодушными никого, кому дорога наша история.
В период блокады Ленинграда чудеса героизма и мужества проявили люди самых разных профессий. В окруженном городе удалось избежать паники, беспорядков, эпидемий и массовых пожаров. Все это зависело от четкой работы милиции, медико-санитарной службы и пожарной охраны. Кроме голода и холода, ленинградцам пришлось выдерживать артиллериские обстрелы и бомбардировки города, которые вызывали не только разрушения, но и пожары.
В один только первый день блокады, 8 сентября 1941 года, на город было сброшено более 6 тысяч зажигательных бомб - сгорели Бадаевские склады, де хранилось продовольствие. И хотя основные людские ресурсы были брошены на защиту города, пожарные команды, часто не полностью укомплектованные, мужественно боролись с огнем. И это в условиях, когда в городе не работал водопровод. В этой борьбе пожарные, которые вместе со всеми ленинградцами переносили трудности блокады, несли серьезные потери. В послевоенные годы в здании Пожарной команды Василеостровской части на Большом проспекте, построенном в конце XIX века, был открыт музей пожарной охраны. А в апреле 1995 года перед главным фасадом здания был установлен памятник пожарным блокадного Ленинграда. Памятник, созданный скульптором Левоном Лазаревым, представляет собой динамичную композицию в виде двух борющихся с огнем пожарных. Один из них еще и спасает своего. Примечательно, что памятник был создан еще в начале восьмидесятых годов, а установлен на своем месте значительно позднее. По одной из версий, установить памятник сразу не позволил... Ленин. Дело в том, что неподалеку у здания администрации Василеостровского района, в прошлом райкома КПСС, находится традиционный для такого места памятник вождю пролетариата, и получалось бы, что один из пожарных топором замахивается в сторону Владимира Ильича. Так это или нет неизвестно, но на своем месте памятник действительно оказался с опозданием.
Великая Отечественная война глубоким следом отразилась в истории Петербурга. Назывался он тогда Ленинградом, но и это название дорого всем тем, кто хотя бы что-то слышал о блокаде. Вместе со взрослыми, ужас блокады пережили и тысячи ленинградских детей. Среди них было немало настоящих героев. Переживая невзгоды суровых блокадных будней, вместе со взрослыми они несли вахту в отрядах МПВО по защите города от фашистких бомб-"зажигалок" и оповещения жителей.
Многие из них погибли. Но город выстоял, и удержать его, во многом удалось благодаря героизму моряков Балтийского флота, отстоявших Кронштадт и не допустивших прорыва к Ленинграду кораблей противника. В экипажах кораблей служили и совсем еще юные моряки. В штабе Балтийского флота, распологавшегося на 12 линии Васильевского острова, в 1942 году из ленинградских мальчишек, желавших сражаться с врагом, было сформировано несколько рот для помощи старшим товарищам. Пройдя короткий курс обучения на берегу, настоящую школу жизни пришлось им пройти на Балтике. Юные моряки сопровождали буксиры в Ораниенбаум и Кронштадт, стоя на вахте, следили за появлением фашистских самолетов. Были юнги Балтики и в самом пекле битвы за Ленинград, на Невском пятачке, сопровождая шлюпки с бойцами, а порой и вступая в бой вместе с ними. В конце войны и сразу после ее окончания юные ленинградцы помогали обнаруживать мины, которыми был буквально испещрен Финский залив. Школу юнг Балтийского флота в годы войны прошли более двух тысяч мальчишек. Такие ее выпускники, как Лев Галле, Дима Вольфсон, Юра Боганов, Саша Ковалев и другие были награждены боевыми орденами и медалями. В память о подвигах этих парней на площади Балтийских юнг в Василеостровском районе Петербурга по инициативе ветеранов-юнг Балтийского флота в 1999 году был установлен памятник. В центре невысокого, но обширного гранитного постамента фигура худощавого подростка в бескозырке и с карабином в руках, с серьезным не по годам лицом, смотрящим куда-то вдаль, словно на вахте. Автором этого трогательного произведения стал известный ленинградский скульптор Леонид Эйдлин, для которого памятник Юнгам Балтики стал последней работой.
В последнее время в Петербурге появилась своеобразная тенденция в появлении новых, весьма забавных памятников и ни к чему не обязывающих памятников, многие из которых полюбились людям и даже стали культовыми. Им кидают монетки, около них загадывают желания. Из легендарных персонажей достаточно вспомнить петропавловского зайца или чижика-пыжика с Фонтанки. Особое внимание привлекают хорошо всем известные литературные персонажи: солдат Швейк, Остап Бендер, Му-му и даже нос майора Ковалева. Не только новым, но и хорошо известным петербуржцам памятникам приписывают порой чуть ли не магические свойства.
Надо отметить, что такой интерес к памятникам часто подогревают городские экскурсоводы. Так, например, считается, что памятник царю-плотнику помогает с поиском работы и карьерным ростом, а памятник петербургскому фотографу приносит счастье, если взять его под правую руку при съемке. За творческим вдохновением принято идти на площадь Искусств к Александру Сергеевичу. Ну и конечно не счесть тех "возможностей", которые открываются холостякам и молодоженам в столь богатом памятниками и скульптурой городе. Взять хотя бы знаменитых атлантов с их большими пальцами. Культовых мест для влюбленных в городе появляется все больше и больше. В 2011 году в Опочининском саду, что в западной части Васильевского острова появилась целая аллея Любви, украшенная в летнее время я ркими цветиами.
Венчает аллею отлитое из металла дерево, крона которого, украшенная красными листьями, выполнена в виде сердца. Молодожены украшают это дерево замочками от своих сердец, ключи от которых прячут в сказочном сундуке, прикрепленном к стволу дерева. И дерево пользуется большим спросом среди брачующихся - замочков на нем с каждым годом становится все больше и больше. Так, наполненный яблонями и сиренью, сад всего за несколько лет стал не только одним из любимых мест прогулок островитян, но и привлек внимание молодых пар, создавших новую петербургскую традицию.
Памятники транспортным средствам в современном мире не редкость. Петербург, как родина российского общественного транспорта находится в этом ряду среди лидеров. В 2004 году у станции метро "Василеостровская" появился памятник прародителю современных трамваев и маршруток - петербургской конке. Памятник складывался постепенно. Изначально пешеходную зону 6-й и 7-й линий украсила лишь копия вагона образца 70-х годов XIX века, с "империалом", т.е. открытым верхним ярусом для пассажиров
Спустя год появилась полноценная конка, когда вагончик "запрягли" парой бронзовых лошадей работы скульптора Ахмеда Зиякаева. Ну и какой же транспорт без водителя? В 2009 году у конки появился вагоновожатый в исторической форменной одежде, ведущий лошадей под уздцы. Место для памятника было выбрано не случайно. Именно с 6-й линии Васильевского острова перевозил пассажиров на Адмиралтейскую сторону первый маршрут петербургской конки, начавшей свою работу в далеком 1863 году. Население быстрорастущего города стремительно увеличивалось, и требовался транспорт, способный недорого перевозить людей. Из тридцати городских маршрутов большая часть проходила по Васильевскому острову. Однако век конки оказался недолгим. Электрический трамвай, появившийся в начале XX века (первоначально, между прочим, тоже на Васильевском острове) быстро вытеснил более медленный "живой" транспорт. К тому же и затраты на фураж у конки оказались намного выше. В современном мегаполисе, когда и трамваи выглядят несколько архаично, напоминание о первом городском транспорте прибавляет неповторимости нашему городу и делает его жителей более романтичными.
Самый "молодой" памятник Васильевского острова был открыт в сентябре 2017 года у здания научно-исследовательского института Арктики и Антарктики. Этот монумент, над которым работала группа авторов во главе с Борисом Сергеевым, представляет собирательный образ, посвященный отечественным полярникам всех поколений. В центре композиции двухметровая фигура бородатого мужчины на огромном гранитном валуне светло-серого цвета, напоминающем льдину.
Взгляд полярника, опирающегося на посох, устремлен вдаль, к северу. Одежда и обувь, в которой узнаются незаменимые для полярных территорий унты, полностью соответствует суровым условиям Крайнего Севера. Лишь отсутствие головного убора может вызвать сомнение в правдивости памятника. Однако это только добавляет мужественности образу полярника, который всегда в нашей стране был овеян ореолом романтики, путешествий и открытий. Однако профессия полярника, не потерявшая своей популярности даже в самое трудное время, тяжела и опасна. Многие исследователи навсегда остались в плену ледяной стихии, пожертвовав своими жизнями ради науки. И в таких тяжелейших условиях холода и ледяных торосов верным другом человека оставались собаки, также увековеченные в этом памятнике. У основания глыбы изображены основной арктический транспорт - нарты, а также пара ездовых собак - хаски.
Несмотря на то, что Петербург находится вдали от обоих полюсов Земли, он является не только российским, но и международным центром изучения Арктики и Антарктики. Так повелось еще со времен Петра I, когда была начата Великая северная экспедиция. Большинство полярников, как прошлых лет, так и настоящего времени, представляют Санкт-Петербург. Ну а местом их работы является ААНИИ на Васильевском острове - место, где начинаются все полярные экспедиции.
В 2007 году у главного входа в здание Двенадцати коллегий появился весьма необычный памятник - бронзовая фигура летящего крылатого юноши с поднятым вверх факелом. Колонна, служащая опорой памятнику, напоминает об античной эпохе - времени зарождения современных наук. Скульптор Михаил Белов, вместе с другими участниками авторского коллектива, создал своеобразное посвящение универсантам - образ Гения, который в античной мифологии служил покровителем незаурядным личностям.
Колонна при этом символизирует фундамент знаний, ну а факел в руке юноши освещает к ним путь. В этой аллегории Гения авторы памятника отметили огромный вклад в науку выпускников и преподавателей Санкт-Петербургского университета, который с 1819 года, т.е. с момента своего открытия, занимает здание Двенадцати коллегий. Среди петербургских универсантов прошлых лет и нынешнего времени не только немало ученых с мировым именем, но это еще и большое число специалистов, получивших базовое университетское образование и ярко проявивших себя на самых разных поприщах. Памятник универсанту быстро полюбился нынешним студентам и уже ни один университетский выпуск не обходится без обязательной фотосессии у летящего Гения.
Один из самых милых и симпатичных памятников Петербурга находится во дворе университетского филфака. Маленькая фигурка бронзового бегемота с грустными глазами возлежит на гранитном крыльце. Появившись по инициативе декана факультета Сергея Богданова в 2005 году, бегемотиха Тоня быстро полюбилась студентам. Ну а во время сессий интерес к Тоне особенно высок и перед сдачей экзаменов ее принято гладить по спинке. Автором такого забавного памятника является известный петербургский скульптор-анималист Владимир Петровичев, создатель знаменитого зайца у Иоанновского моста. В памятнике он увековечил персонажа одной из городских легенд. По преданию, не то в XVIII, а может и в XIX веке, проживавшие в Петербурге, девушка из знатной семьи и бедный студент безнадежно полюбили друг друга. В отчаянии, чтобы свести счеты с жизнью, они бросились в Неву, но были спасены невесть откуда взявшимся бегемотом. Молодые люди вскоре поженились и жили долго и счастливо. Конечно, поверить в эту легенду почти невозможно, но она жива и по сей день. Ну а для желающих по-скорее вступить в брак, бронзовая Тоня стала своеобразным талисманом, о чем свидетельствуют натертые до блеска ушки бегемота.
Осенью 2002 года небольшой оригинальной композицией работы скульптора Арсена Аветисяна было положено начало Парку современной скульптуры во дворе филфака СПБГУ. Сидящий на стопке книг человек в шутовском колпаке Арлекина задумался над развернутой книгой Сент-Экзюпери "Маленький принц". Судить об этом можно по цитате из вечной книги, нанесенной на русском и французском языках на табличке перед основанием скульптуры: "Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь". Фигурка же самого юного героя Экзюпери, словно сошедшего со страниц повести, едва заметна на третьем снизу уровне стопки книг.
А стопка эта - настоящая кладезь мудрости, вершиной которой и является, знакомая нам еще с детства повесть о маленьком философе, путешествующего по Вселенной в поисках смысла жизни. На корешках книг, если присмотреться внимательно, можно прочитать фамилии авторов этих фолиантов - ученых и преподавателей филфака. Сама же композиция не является очередным памятником литературному герою. Ее автор предложил зрителю задуматься над смыслом жизни, знания о котором почерпнуть можно из книг. Не удивительно, что уменьшенную копию этой скульптуры ежегодно вручают в качестве приза в рамках проекта "Открытая книга" тем людям, кто приобщает наше подрастающее поколение к чтению - учителям, библиотекарям и писателям.
Одной из самых загадочных композиций Парка современной скульптуры СПбГУ является так называемая Вавилонская башня. Конечно, эта металлическая конструкция работы скульптора Андрея Сазонова, появившаяся во дворе филфака в мае 2010 года, не имеет ничего общего с известным по Библии сооружением в Месопотамии. Скорее всего, это своеобразный памятник техногенной эпохе. В ярко окрашенном нагромождении предметов человеческого быта, составляющих башню высотой несколько метров, бросаются в глаза велосипедные колеса. Здесь также можно увидеть гаечные ключи, шестеренки, двигатели внутреннего сгорания, батареи и другие предметы, дающие несколько хаотичное представление о развитии технического прогресса.
В 2007 году в Петербурге, на Васильевском острове, появился памятник известному литературному герою Гулливеру, который, как известно, во время своих путешествий оказывался то в Стране Лилипутов, казавшись им Человеком-Горой, то наоборот, в Стране Великанов, помещаясь у них на ладони. Эту особенность приключений корабельного врача и отметил скульптор Тимур Юсуфов. Общая высота памятника невелика, всего 1,5 метра. Он включает себя сразу несколько фигур.
На огромной ладони, служащей основанием, помещается статуя Гулливера, держащего на вытянутой руке точно такую же, но уменьшенную фигурку, а та, в свою очередь, еще меньшую по размерам. И так далее, до совсем маленькой статуэтки высотой всего несколько сантиметров. Таким образом, сразу четыре изображения Гулливера, разных по высоте, символизируют бесконечность и относительность. Этот памятник является одним из самых оригинальных произведений Парка современной скульптуры на территории филологического факультета СПбГУ.
Одним из самых трогательных памятников во дворе филфака СПбГУ является памятник подопытной кошке, появившийся в ноябре 2002 года. Небольшая, чуть более метра высотой, фигура кошки, высеченная из темного полированного гранита, гордо сидит на высоком пъедестале. Эта работа известного российского скульптора Анатолия Григорьевича Демы стала первым памятником кошке в России.
На пъедестале можно прочитать следующую надпись: "Человечество обязано быть бесконечно благодарным кошке, подарившей миру великое множество первостепенных открытий в физиологии". Этот памятник - своеобразный знак благодарности животным, которых использовали при проведении научных экспериментов - был создан по инициативе кафедры анатомии и физиологии Санкт-Петербургского университета.
Он является своеобразным ответом на памятник собаке Павлова, который еще при жизни ученого был установлен во дворе Института экспериментальной медицины на Петроградской стороне. Паритет между собакой и кошкой, таким образом, был восстановлен.
Удивительно, но до сих пор Иосифу Бродскому, нобелевскому лауреату в области литературы, нет достойного памятника в городе, где он не только родился и вырос, но и состоялся как поэт. Исключением из этого обстоятельства является Васильевский остров, куда согласно "поэтическому завещанию" Бродского, написанному еще задолго до эмиграции, он должен был прийти умирать. Несмотря на то, что на родину поэту не суждено было вернуться, на Васильевском острове ему посвящены два памятника. Оба весьма спорные. Один из них, называющийся "Бродский приехал", с 2005 года находится во дворе филологического факультета СПбГУ, в Парке современной скульптуры. Памятник выполнен в виде каменной головы поэта, установленной на чемодан с биркой на имя Бродского. Автором оригинального памятника является скульптор Константин Симун, лично знавший поэта. В такой композиции он отразил гонения, которым подвергался поэт на родине, закончившиеся его высылкой из страны. И хотя студентом университета Бродский никогда не был, его "возвращение" в родной город, на любимый им остров, пусть и в виде несколько странного памятника, все же состоялось.