Картинная галерея петербургских художников, чьи работы мы используем в своих новогодних поздравительных материалах.
В самом центре города на Невском проспекте есть уютное местечко, где можно отдохнуть от городской суеты: небольшой сквер перед Александринским театром. Вот уже два века он - излюбленное место для встреч и прогулок горожан. В ноябре 1873 года здесь торжественно открыли памятник Екатерине II. С тех пор сквер и получил свое название – «Екатерининский». Расположен этот известный сквер в самом центре города — на западном берегу реки Фонтанки поблизости с Аничковым мостом. Рядом с парком находится немало известных городских достопримечательностей, в том числе площадь Островского, Александринский театр и Российская национальная библиотека.
Исаакиевская площадь в Санкт-Петербурге - одна из самых красивых и величественных площадей Северной столицы. Центрально место ансамбля площади занимает Исаакиевский собор, который строился по проекту Огюста Монферрана. В его строительстве участвовали 400 тысяч человек, его украшают 112 гранитных колонн. По окончанию строительства собора, на площади был установлен памятник императору Николаю I.
Поцелуев мост – это одно из самых романтичных мест в Санкт-Петербурге, здесь часто назначаются свидания, а прекрасный вид на Исаакиевский собор привлекает художников. Существует традиция, согласно которой молодожены въезжают на Поцелуев мост на машине, украшенной цветами, и начинают целоваться. Чем длиннее поцелуй, тем прочнее и дольше будет союз влюбленных.
Исаакиевский наплавной мост через Невусоединял Васильевский остров с центральной частью города (Адмиралтейским островом). До наших дней мост не сохранился -11 июня 1916 года он сгорел от искр проходившего по Неве парохода.На Университетской набережной разместили мемориальную доску, которая гласит:«Здесь находился первый в городе наплавной Исаакиевский мост. Береговые устои сооружены в 1819–1821 гг. по проекту инженера А.А. Бетанкура. 1727–1916»
Недалеко от Андреевского собора, на 6-й линии находится памятник архитектуры – дом Троекурова (дом №13). Небольшой каменный дом принадлежал петровскому стольнику А. И. Троекурову. Это единственный сохранившийся на В.О. образец гражданской архитектуры первой трети XVIII в., построенный на основе "образцового проекта". Между Андреевским собором и домом Троекурова расположилась небольшой храм (6-я линия В. О., 11). Это - церковь Трех Святителей Вселенских. На стене у входа в храм сохранилась мраморная доска с эпитафией на русском и грузинском языках.
На берегу Крюкова канала, в старом районе Петербурга - "Коломне",расположен поражающий своим великолепием Никольский собор. Великолепное здание в стиле барокко с двух сторон ограждено широкими каналами и поистине является одной из жемчужин архитектуры Санкт-Петербурга. Комплекс состоит из двух церквей -нижней, освященной во имя Николая Чудотворца Мирликийского и верхней, освященной во имя Богоявления Господня, полное его название – Николо-Богоявленский собор.
"Исаакиевский собор" - один из наиболее значительных художественных музеев России, пользующийся известностью во многих странах. Это уникальный памятник отечественной архитектуры, созданный по проекту Огюста Монферрана. Художественное оформление собора включает крупнейшее собрание русской монументальной живописи середины XIX века, насчитывающее более 150 произведений. Среди них работы известных художников Василия Шебуева, Карла Брюллова, Фёдора Бруни. Свыше 300 статуй, скульптурных групп и рельефов выполнены Иваном Витали. Важную роль в художественно-декоративном убранстве играют более 60 мозаичных произведений русских мастеров. Несомненный интерес представляет один из крупнейших в России витражей площадью 28,5 кв.м.
"Алые паруса" - праздник выпускников ленинградских школ, история которого началась в далеком 1968 году - именно тогда впервые "корабль мечты" сошел в Неву со страниц книги Александра Грина.
Летний сад - памятник садово-паркового искусства начала XVIII века. Сад был разбит в 1704 году около летней резиденции Петра I и был распланирован самим царем. Для осушения болотистой земли были прорыты каналы и пруды, река Мойка соединена с Фонтанкой. На картине изображен Верхне-Лебяжий мост, построенный через Лебяжий канал в месте, где он впадает в Неву.
Изображенный на картине мост носит название «Красногвардейский», которое он получил еще в 1957 году, в честь созданному 1917 году. Расположение моста - на набережной Крюкова канала, там, где канал пересекается с каналом Грибоедова. Если рассматривать комплекс в целом, то вместе с соседним Пикаловым мостом, а также Старо-Никольский и Красногвардейский мосты - создают один гармоничный архитектурный ансамбль. Мост имеет ширину в 4,5 метра и длину в 21,5 метров.
Елагин остров – уникальный охраняемый природный комплекс. Это остров в устье Невы, омываемый с севера Большой Невкой, с юга и юго-востока - Средней Невкой, а на Западе - узким мысом вдающийся в Финский залив. Дворцово-парковый ансамбль на Елагином острове – объект культурного наследия ЮНЕСКО. Некогда царская резиденция, Елагин остров в прошлом столетии перешел во владение государства, стал Центральным парком культуры и отдыха ЦПКиО им С.М. Кирова) и с этого доступным для всех желающих.
В самом начале Большого проспекта Васильевского острова с 1728 до 1935 года находилась лютеранская община. При ней на месте дома №1 работала приходская школа. В 1768-1771 годах для общины была построена церковь Святой Екатерины. С 1959 года в здании церкви находится Петеpбуpгская Студия Гpамзаписи, которая входила в состав фирмы “Мелодия” и была фактически единственной студией в Санкт-Петербурге, производившей записи для грампластинок и компакт-дисков в исполнении ведущих российских музыкантов.
Эрмитаж - один из крупнейших художественных музеев мира, экспозиция которого расположена в более чем 350 залах. Особое место занимают парадные интерьеры дворца. Государственный Эрмитаж обладает коллекцией, насчитывающей свыше трех миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры. В комплекс зданий музея Эрмитаж входят: Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Большой Эрмитаж, Эрмитажный театр и Новый Эрмитаж.
Идейное и композиционное ядро ансамбля Петропавловской крепости— собор Святых первопрестольных апостолов Петра и Павла. Необычны для традиционного русского культового зодчества как внешний облик собора, так и интерьер. Петропавловский собор – самое высокое сооружение в Северной столице. Его высота - 122,5 метров, высота шпиля - 40 метров. Шпиль на куполе был установлен в 1723, его украшает флюгер в виде летящего ангела.
Павловский парк считается одним из самых лучших пейзажных парков не только в России, но и вЕвропе. Он расположен в живописной долине реки Славянки. Создатели парка стремились максимально сохранить естественную природу, их главной задачей было подчеркнуть красоту русского севера. Ландшафт, окружающий Павловский дворец, выглядит таким естественным, что кажется, будто он создан самой природой. В природный рельеф органично вписаны растения и кустарники, мосты и каскад прудов, павильоны и скульптуры.
Михайловский сад— один из самых известных и благоустроенных парков Санкт-Петербурга. Михайловский сад находится под управлением Государственного Русского музея. Ограда Михайловского сада полукругом очерчивает проезд возле церкви Спаса-на-Крови, отделяя его от территории сада, и тянется от корпуса Бенуа на набережной канала Грибоедова до реки Мойки. Фигурные столбы, облицованные желтым декоративным кирпичом, и металлические звенья решетки из кованого железа с крупным растительным орнаментом, характерны для раннего модерна. Витиеватый рисунок удачно сочетаются с нарядным внешним видом стоящего рядом собора.
Изображенный на картине Банковский мост - один из трёх висячих мостов, сохранившихся до настоящего времени в Санкт-Петербурге. Удерживающие мост цепи закреплены внутри четырёх грифонов, расставленных по углам переправы, которые стали одним из символов Санкт-Петербурга. Согласно древнегреческой мифологии, грифоны являлись надёжными стражами кладов, поэтому именно их и выбрали в качестве декоративного оформления моста у бывшего здания Ассигнационного банка. С 1930 года в здании банка размещается Санкт-Петербургский университет экономики и финансов (в советское время - Ленинградский финансово-экономический институт).
Екатерининский сад - неофициальное название сквера перед Александринским театром Центральное место в планировке сада занимает памятник Екатерине II, установленный в 1873 году. Именно он дал название скверу, который известен также как "Катькин садик" или "Монмарт" -вокруг сада петербургские художники выставляют и продают свои работы.
Мост Ломоносова"Чернышев мост" находится в Центральном районе Санкт-Петербурга. Мост перекинут через реку Фонтанку в том месте, где её пересекает улица Ломоносова. Башни и свисающие с них цепи - не просто украшение: раньше мосты были разводными, и в башнях находились механизмы, которые при помощи цепей поднимали кверху деревянные крылья средних пролетов, чтобы пропускать суда с мачтами.
Спас на Крови (храм Воскресения Христова на Крови) возведенный на рубеже XIX и XX веков - одна из самых значительных церковных построек в России. Многоцветный, сияющий золотом, мозаикой и эмалью, он возвышается над гладью канала Грибоедова. Несмотря на его праздничный вид, собор построен на месте одного из самых трагических событий в истории России — смертельного ранения Александра II, отсюда и его обиходное название - «Спас на Крови».
Румянцевский садик находится на правом берегу Невы между Академией художеств и Меншиковским дворцом. В 1866-1867 годах на средства купца С. Ф. Соловьёва на месте пыльного плаца был разбит сад, поэтому изначально сад носит название «Соловьевский». В 1799 году был возведен памятник во имя победы русской армии в русско-турецкой войне. Этот памятник, который назвали «Румянцевским обелиском» (обелиск «Румянцева победам»), вначале установили на Марсовом поле. Позднее его переместили на Васильевский остров в сад, который и назвали «Румянцевским». Обелиск стал центральным акцентом сада. Также сад украшают два выполненных из чугуна фонтана, украшенных львиными маскаронами, купидонами, ракушками и цветочными гирляндами.
Строгановский дворец , созданный по проекту архитектора Ф.-Б. Растрелли, принадлежал знаменитому роду сначала баронов, позже - графов Строгановых - коллекционеров и меценатов. Дворец считается одним из лучших образцов архитектуры русского барокко. Еще в первой половине XIX в. Строгановы начали собирать обширные научные и художественные коллекции. Позже здесь разместились богатейшие собрания книг, коллекции западноевропейской и российской живописи, нумизматики и минералов, для чего были созданы специальные «интеллектуальные залы» – Минеральный и Физический кабинеты, Библиотека и Картинная галерея
У переброшенного через Мойку в створе Невского проспекта моста, конструкция которого окрашена в зеленый цвет, стоит дом Котомина. В этом доме была открыта кондитерская Вольфа и Беранже, которая размещалась в помещении на первом этаже и была оформлена в китайском стиле. Кондитерская примечательна тем, что здесь 27 января 1837 года Александр Сергеевич Пушкин встретился со своим секундантом Константином Карловичем Данзасом, и отсюда они направились к месту последней дуэли.
Андреевский собор- один из старейших и почитаемых храмов Северной столицы. Является действующим православным храмом, памятником архитектуры XVIII века.6 июля 2007 года, в сквере Орденского Андреевского собора был открыт памятник первому кавалеру ордена Андрея Первозванного, первому русскому адмиралу - графу Федору Головину.
Большой проспект— одна из главных магистралей Васильевского острова. Он начинается у Кадетской линии и доходит до Наличной улицы и площади Морской Славы.В 1729—1732 годах на пересечении с6-й линией было построено первое деревянное здание Андреевского собора.
Мост через Фонтанку на Невском проспекте, обрамленный четырьмя скульптурами укротителей коней,— один из самых узнаваемых мостов Санкт-Петербурга. Официальное его название «Невский мост» не прижилось. Название «Аничков» пошло от имени подполковника-инженера Михаила Аничкова, рабочий батальон которого отстроил слободу, находившуюся неподалеку. Он же принимал участие в строительстве моста.
Зелёный (Полицейский) мост— соединяет между собой Казанский и 2-й Адмиралтейский острова через реку Мойку в Центральном районе Санкт-Петербурга. Через мост проходит Невский проспект. Два исторических названия моста обусловлены тем, что с момента постройки, в 1716 году, благодаря цвету, в который его выкрасили, мост был назван«Зеленым». Затем, в 1768 году, поблизости расположилось управление городской полиции. Рядом жил и начальник - генерал-полицмейстер. Неизвестно, то ли управление переехало, чтобы генералу было легче добираться до работы, или генерал перебрался ближе к подчиненным, но мост в любом случае переименовали в «Полицейский».
Свято-Троицкую Александро-Невскую лавру называют сердцем Петербурга. В 1723 году Петр принял решение перенести из Благовещенской церкви обители мощи святого князя Александра Невского. Есть предание, что он сделал это собственноручно. С 1920 года здания лавры находятся под государственной охраной как памятник национальной истории и культуры.
Часовня Ксении Петербургской построена в 1902 году на Смоленском кладбище.В часовне покоятся мощи святой блаженной Ксении Петербургской. Ксения Петербургская— православная юродивая дворянского происхождения, жившая в Санкт-Петербурге. Канонизована в лике святых 6 июня 1988 года на Поместном Соборе Русской православной церкви.
На набережной Лейтенанта Шмидта пришвартовался грандиозный парусник «Мир». «Мир»— учебный трёхмачтовый корабль принадлежащей Государственному университету морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова (Санкт-Петербург), а с 2014 года— «Росморпорту». Одной из важных особенностей судна является участие в гонках парусных судов. Также в 1988, 1989, 1991, 1993, 1996, 1997, 1998, 1999, 2001 и 2002 «Мир» принимал участие в регатах Катти Сарк, которые каждый год проводит Международная ассоциация парусных судов и выиграл различные призы в своем классе. Но самым знаменательным событием было участие «Мира» в международной гранд-регате Коламбус-92, посвященной пятисотлетнему юбилею открытия Америки Христофором Колумбом. «Мир» пришел к финишу абсолютным победителем.
Река Мойка прежде носила ижорское название Муя (что означает «грязная»), но из-за трудности произношения все стали именовать ее просто Мойка, что было официально узаконено в 1797 году. Благодаря тому, что набережная проходит через исторический центр города, ее берега буквально усыпаны различными историческими достопримечательностями. Красивые пейзажи по обеим сторонам реки и обилие мостов делают ее одним из многочисленных поэтических мест в Санкт-Петербурге.
На картине изображена Биржевая площадь,расположенная на Стрелке Васильевского острова, в чей ансамбль были включены также две ростральные колонны-маяки, изображенные художником на заднем плане картины. Одна из них служила долгое время маяком для судов на Малой Неве, а другая – указывала путь в Большую Неву.
Красногвардейский мост— мост через канал Грибоедова в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга. Его назвали в память о Петроградской Красной гвардии. Красногвардейский образует единый инженерно-архитектурный ансамбль с двумя другими мостами, перекинутыми через канал Грибоедова: Пикаловыми Старо-Никольским. Пожалуй, это единственное место в Санкт-Петербурге, где можно увидеть то, что задумывалось Петром Первым – настоящую «Северную Венецию». Хотя здесь пересекаются всего два канала, но, если встать на середине Красногвардейского моста, то по круговой панораме можно увидеть одновременно девять разных переправ, перекинутых через эти каналы. Пейзаж дополняет Никольский собор, колокольня и отдаленная церковь святого Исидора.
Львиный мостик перекинут через канал Грибоедова в районе трех Подъяческих улиц (Большой, Средней и Малой). Это однопролетный висячий мост, держащийся на цепях, которые, в свою очередь, тянутся из пастей устрашающего вида львов. Длина мостика составляет всего 28 метров, а ширина – 2,5. С него открывается великолепный вид на набережную канала Грибоедова, поэтому среди жителей города он считается одним из самых романтичных мест в городе, а львы стали очередным символом Санкт-Петербурга.
На картине художник изобразил пересечение Невского проспекта и Малой Морской улицы, на котором находится Доходный дом М. И. Вавельберга - с 2008 по 2010 года там располагалось Агентство воздушных сообщений и центральные кассы «Аэрофлота».
На картине изображено одно из крупнейших сооружений в Санкт-Петербурге – Казанский кафедральный собор, своим внешним видом напоминающий ватиканский собор Святого Петра. Уникальность Казанскогособора - это колоннада и только один купол, что нехарактерно для русской храмовой архитектуры. У собора установлены памятники знаменитым полководцам М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю-де-Толли, которые внесли неоценимый вклад в победу русских войск во время войны с Наполеоном.
Пересекающие Невский проспект улицы, в большинстве своем, сохранили старую дореволюционную архитектуру. Поселиться вблизи главной городской перспективы всегда было очень престижно, поэтому трудно найти такой дом, который бы не был связан с именем проживавшего здесь известного человека. Яркий тому пример - улица Рубинштейна. В советское время здесь жили Аркадий Райкин, Сергей Довлатов, Иван Ефремов, Ольга Берггольц и другие известные писатели, артисты, художники. Собственно улицей она стала только в конце XIX века. Переулок, протянувшийся от Невской першпективы до Большой Загородной дороги (нынешнего Загородного проспекта), с 40-х годов XVIII века назывался Головкинским, в честь первого канцлера Российской империи - Гавриила Ивановича Головкина. С конца XVIII века, по церкви Святой Троицы, переулок стал называться Троицким. Через 100 лет он преобразовался в одноименную улицу, которую в 1929 году, в связи со 100-летием со дня рождения, назвали именем выдающегося композитора, пианиста и дирижера А.Г. Рубинштейна, прожившего вблизи Пяти углов несколько лет. Среди архитектурных шедевров на улице Рубинштейна необходимо назвать яркий образец северного модерна - так называемый, Толстовский дом. Автором его является российский архитектор шведского происхождения Ф.И. Лидваль, построивший в Петербурге немало зданий, самым известным из которых является гостиница «Астория». Со Львом Николаевичем Толстым дом этот никак, однако, не связан. Он строился по заказу генерала М.П. Толстого, участника обороны Шипки в Русско-Турецкой войне 1877-1878 гг. Обращает на себя внимание здание на углу с Графским переулком. Это доходный дом петербургского промышленника Жевержеева И.А., в котором проживал, перестроивший его в конце XIX века, архитектор А.И. фон Гоген, по проекту которого было возведено здание Суворовского музея. Угол (эркер) дома увенчан миниатюрной остроконечной башенкой. В расположенном рядом двухэтажном доме изначально располагалась Фабрика серебряных и бронзовых изделий, совладельцем которой и был г-н Жевержеев. Еще до революции здание переоборудовали под театр, неоднократно менявший свои названия. Сегодня петербуржцам он известен как Малый драматический театр или Театр Европы, пользующийся в городе большой популярностью. Кроме МДТ, на улице Рубинштейна находится еще и детский музыкальный театр Зазеркалье. Занимает он старый доходный дом середины XIX века, построенный архитектором Гребёнкой Н.П. В этом доме был устроен зал собраний, который в дальнейшем определил его судьбу. Именно на Рубинштейна, 13 в 1981 году был открыт первый в Советском Союзе рок-клуб, ставший своеобразным культовым местом для ленинградских неформалов. Сегодня улица Рубинштейна - один из лидеров в Петербурге по числу кафе и ресторанов, что особенно проявляется в разгар туристического сезона. Как знать, возможно, скоро мы получим еще одну пешеходную зону в историческом центре города.
Горбатый мост — тип конструкции моста, при котором мост существенно выгнут вверх и образует арку. На картине художник изобразил два моста – Биржевой и Кронверкский. Биржевой мост перекинут через Малую Неву и соединяет Биржевую площадь на стрелке Васильевского острова. Но «горбатым» является именно Кронверкский мост. Он служит связующим звеном между Заячьим островом и Мытинской набережной, вблизи с Кронверкским проспектом, и пересекает собой Кронверкский пролив, от которого и ведет свое название.
Проект первой Андреевской церкви был заказан еще по указанию Петра I, правда, сам император не успел дожить до окончания проектных работ. Строительство деревянного храма на Васильевском острове завершилось к 1731 году, а через год она была освящена во имя святого апостола Андрея Первозванного. В 1744 году церковь была повышена до статуса собора.
Сегодня Дворцовая площадь известна как место проведения самых знаменательных в жизни города событий - военных парадов, больших концертов и митингов. Такой статус она сохраняет уже болеет 250 лет. С площадью около 5,5 га она, конечно, не является самой большой в мире и даже в Санкт-Петербурге. Однако по своему статусу, по красоте и величию архитектурных сооружений, которые ее формируют, Дворцовая площадь, находясь в центре исторической части Санкт-Петербурга, является одной из самых известных в мире. Формирование ансамбля площади шло постепенно и было начато в 1754 г. со строительством пятого по счету Зимнего дворца. Величественный императорский дворец возводился по проекту великого итальянского зодчего Ф. Растрелли, большую часть своей жизни прожившего в России. Растрелли, которого уважительно называли Варфоломеем Варфоломеевичем, хорошо известен своими работами как в Петербурге, так и в его пригородах. Все они отличаются монументальностью, вычурностью и богатством архитектурного декора и выдержаны в стиле, который принято называть растреллиевское или елизаветинское барокко. Зимний дворец яркое тому подтверждение. Строительство дворца было завершено уже в 1762 году, поэтому первой его хозяйкой стала императрица Екатерина II, в период правления которой в Зимнем дворце начала формироваться коллекция произведений мирового искусства, давшая начало одному из крупнейших музеев мира - Государственному Эрмитажу. По задумке Растрелли, центр площади должен был украсить конный памятник Петру I. Однако эта идея воплощена не была, а памятник впоследствии установили на соседней, Сенатской площади. Памятник в виде монументальной колонны появился в центре площади уже во второй четверти XIX века, являясь символом победы России над Наполеоном. Колонна, названная по имени императора Александра I Александровской, представляет собой, полированный гранитный монолит высотой 25,6 метров. Автором проекта этого своеобразного памятника был архитектор О.Р. Монферран. Венчает колонну фигура ангела с крестом (символ добра), попирающего змею (символ зла). Помимо величия, Александровская колонна обладает еще и уникальной чертой. Имея вес 612 тонн, она установлена никак не закрепленной и держится, вот уже более 180 лет, исключительно за счет собственного веса. Любопытно, что Монферран, до того как оказался в России, воевал против нее в составе армии Наполеона. Можно только представить себе, как ему, солдату вражеской армии, в недавнем прошлом, удалось убедить Николая I и его окружение в правильности своих проектов. Не случись этого, у нас не было бы ни Александровской колонны, ни Исаакиевского собора, великолепный вид на который открывается с Дворцовой площади. С противоположной от дворца, южной, стороны, площадь замыкает здание Главного штаба, построенное в двадцатых годах XIX века по проекту еще одного великого "русского" итальянца Карло (Карла Ивановича) Росси. Практически это два отдельных одинаковых здания, объединенных триумфальной аркой, увенчанной скульптурной композицией "Колесница Славы" работы скульпторов С.С. Пименова и В. И. Демут-Малиновского, еще одним памятником победы над Наполеоном. Из Арки Главного штаба открывается самый эффектный вид на площадь, в формировании облика которой приняли участие три величайших архитектора, прославившихся в Санкт-Петербурге: Растрелли, Росси и Монферран.
Чего стоит только одно название— Поцелуев мост— традиционное место свиданий и романтических встреч. Такое название мост получил благодаря купцу Поцелуев у, у которого был трактир «Поцелуй» на левой стороне берега реки Мойки. Несмотря на такое не романтическое происхождение, место все равно обросло приметами: - влюбленные (молодожены) переходят мост, целуясь, чтобы не расставаться никогда; - долгий поцелуй намосту или под ним гарантирует влюбленным счастье; - поцелуй здесь при расставании приведет к следующей встрече.
В каждом крупном (и не очень крупном) городе есть свои знаковые места, характерные только для этого города. В Санкт-Петербурге таких мест немало. В топонимике их названия закрепились даже не по собственным именам (их зачастую даже и нет вовсе), а по характерным признакам. Яркий пример тому - Стрелка Васильевского острова. Менее масштабным, но также хорошо известным местом в городе является перекресток сразу трех городских улиц (Загородный проспект, улица Рубинштейна, Разъезжая улица - улица Ломоносова). Пятью углами домов, на них расположенных, они образуют небольшую площадь, которую так и называют – «Пять углов». Перекресток находится чуть в стороне от парадных улиц Петербурга, однако застройка всего района отличается небогатыми, но очень строгими, типично петербургскими домами. Практически все эти дома, построенные в XIX - начале XX веков, сегодня остаются и сегодня жилыми, причем с сохранением такого, теперь уже практически только петербургского, явления как «коммунальная квартира». Тем не менее, среди доходных домов Петербурга немало архитектурных шедевров. Доминантой «Пяти углов» является знаменитый дом с башней, построенный накануне Первой мировой войны архитектором Лишневским А.Л. В плане этот дом, расположенный между улицей Рубинштейна и Загородным проспектом, представляет собой равнобедренный треугольник. К перекрестку обращена угловая часть дома – эркер. Он увенчан башней, которая придает дому вид средневекового рыцарского замка. Фасады дома украшены декором и скульптурами кариатид (то же, что атланты, только женского рода). Дом был построен по заказу петербургского коммерсанта Иоффе Ш.З., в нем же и проживавшего. Нижние два этажа были отданы под торговые залы. Очень похожий (но не типовой!) дом по проекту Лишневского, был построен чуть раньше, на пересечении Садовой улицы и Вознесенского проспекта. Его Александр Львович спроектировал для размещения городских учреждений, которые находятся там и сегодня. Самой старой постройкой у Пяти углов является двухэтажный дом конца XVIII века, в котором проживал известный российский литератор Василий Капнист. Район «Пяти углов» с давних пор был своеобразным местом притяжения творческой интеллигенции. Поблизости проживали, в разное время, Некрасов Н.А., Достоевский Ф.М., Чуковская Л.К. и др. Да и упоминаний в стихах и песнях об этом месте немало. Взять хотя бы песню Владимира Высоцкого «В Ленинграде-городе, у Пяти углов…»
Самые популярные достопримечательности Санкт-Петербурга – это великолепные площади и храмы, памятники и музеи. Но совсем рядом, за парадными фасадами, скрытые от глаз туристов, расположены дворы-колодцы, которые можно смело назвать музеями под открытым небом. Именно эти плотно выстроенные дома и их мрачные дворовые территории позволяют открыть другое лицо города, понять дух и историю Санкт-Петербурга. Строить дома «сплошной фасадой» распорядился еще Петр. Земля в Северной столице постоянно дорожала и возведение П-образных домов становилось расточительным. Недостаток земли в центре города приводит к строительству зданий, тесно примыкающих друг к другу. Так появляются целые кварталы со сплошным фасадом и дворы "колодцы".
Толстовский дом – это огромное шестиэтажное здание, расположенное на улице Рубинштейна 15-17 и выходящее на набережную реки Фонтанки. Часто это здание называют Доходным домом М.П. Толстого. Здесь снимались основные сцены мелодрамы «Зимняя вишня» и сериал о Шерлоке Холмсе, в котором арки и проезды Толстовского дома исполняли роль Лондонских улиц. Толстовский дом – это один их символов эпохи Серебряного века и поэтому он всегда притягивал людей творческих и талантливых. В разные годы здесь жили князья Михаил Андроников и Андрей Гагарин, писатели Аркадий Аверченко и Александр Куприн, балерины Ирина Колпакова и Галина Кремшевская.
В центре Петербурга, на углу Невского проспекта и Малой Садовой улицы, расположен старейший гастроном города — Магазин Купцов Елисеевых! Витрина на Невской стороне здания, занимающая весь первый этаж, заключена в массивные каменные рамы.На фасаде установлены скульптуры: «Промышленность», «Торговля», «Искусство» и «Наука». На втором этаже здания располагается Театр комедии им. Н. П. Акимова.
Никольский собор изначально задуман именно как собор российского флота. Здесь принято и поминать погибших в море (ведь у таких моряков нет своих могил, а тут можно почтить память их всех), и получать благословение перед новым походом в море, и служить богослужение по спуску или закладке нового корабля. Никольский собор – это удивительный петербургский храм, который никогда не закрывался, т.е. постоянно действующий.
Канал Грибоедова берет свое начало от реки Мойки в районе здания Конюшенного Двора и, проделав путь, длиною в пять километров впадает в Неву в районе ее устья. Изображенный на картине Каменный мост, переброшен через канал там, где его пересекает Гороховая улица. По нему проходит граница между Адмиралтейским и Центральным районами Санкт-Петербурга.
Английская набережная в Санкт-Петербурге расположена на левом берегу Невы между Сенатской площадью и Ново-Адмиралтейским каналом. Набережная полностью обращена к Неве, и с противоположного берега открывается очень красивая панорама, что привлекает огромное количество художников.
Исаакиевский собор – выдающийся образец русского культового искусства. Практически как и все православные храмы, он - пятиглавый. На позолоту главного купола и куполов пяти колоколен ушло в общей сложности около 100 килограмм червонного золота. Все конструкции купола выполнены из металла. Венчает его фонарик с греческим золотым крестом.
Малый проспект -один из проспектов Васильевского острова, проходящий от набережной Макарова до улицы Нахимова. Он был проложен во второй половине XVIII века и первоначально именовался 3-й Першпективой. Между 4 и 8 линией проспекта находится Благовещенский сквер, который получил свое название от Благовещенской церкви, расположенной в его юго-восточной части.
Главная улица Васильевского острова появилась в начале XVIII века, когда этот остров еще назвался Преображенским. Среди строений наибольшую историческую и культурную ценность представляют здание первого в Санкт-Петербурге Гостиного двора, построенное на углу Большого проспекта и 6-й линии, в котором теперь располагается Андреевский рынок и три храма - лютеранская церковь Святой Екатерины, Андреевский собор и церковь Трех Святителей.
Андреевский собор (официальное название — собор святого апостола Андрея Первозванного) — действующий православный собор на Васильевском острове, стоящий на пересечении Большого проспекта и 6-ой линии. От Андреевского собора происходит название Андреевского рынка, который изображен на картине с правой стороны. Андреевский рынок на Большом проспекте занимает целый квартал, ограниченный Большим проспектом, пятой и шестой линиями Васильевского острова. Несмотря на многочисленные реконструкции, здание рынка на удивление хорошо сохранилось и мало изменилось за более чем двести лет своего существования.
В створе улицы Чернышева, на реке Фонтанка, до 1785 года, располагался небольшой деревянный мост. Тогда его называли Чернышев мост (как и улицу, и площадь), так как эта земля принадлежала графу Чернышеву. Во время блокады Ленинграда Чернышёв мост значительно пострадал. Были повреждены гранитные парапеты и обелиски. В 1948 году мосту дали новое название - мост Ломоносова. Одновременно имя Ломоносова было дано улице, площади и скверу, прилегающим к мосту.
Толстовский дом – это огромное шестиэтажное здание, расположенное на улице Рубинштейна 15-17 и выходящее на набережную реки Фонтанки. Часто это здание называют Доходным домом М.П. Толстого. Здесь снимались основные сцены мелодрамы «Зимняя вишня» и сериал о Шерлоке Холмсе, в котором арки и проезды Толстовского дома исполняли роль Лондонских улиц. Толстовский дом – это один их символов эпохи Серебряного века и поэтому он всегда притягивал людей творческих и талантливых. В разные годы здесь жили князья Михаил Андроников и Андрей Гагарин, писатели Аркадий Аверченко и Александр Куприн, балерины Ирина Колпакова и Галина Кремшевская
Набережная начинается от 23 линии Васильевского острова и доходит до Благовещенского моста. Ее протяженность составляет 1367 метров. Берег вдоль набережной в настоящее время продолжает использоваться для стоянки судов. Особенностью набережной лейтенанта Шмидта является «ступенчатая застройка», которая повторяет вогнутую линию невского берега.
В центре Петербурга, на углу Невского проспекта и Малой Садовой улицы, расположен старейший гастроном города — Магазин Купцов Елисеевых! Витрина на Невской стороне здания, занимающая весь первый этаж, заключена в массивные каменные рамы.На фасаде установлены скульптуры: «Промышленность», «Торговля», «Искусство» и «Наука». На втором этаже здания располагается Театр комедии им. Н. П. Акимова.
Чего стоит только одно название— Поцелуев мост— традиционное место свиданий и романтических встреч. Такое название мост получил благодаря купцу Поцелуеву, у которого был трактир «Поцелуй» на левой стороне берега реки Мойки. Несмотря на такое не романтическое происхождение, место все равно обросло приметами:
Невский проспект –главная улица Санкт-Петербурга, протянувшаяся на 4,5 км от Адмиралтейства до Александро-Невской лавры Это одна из трех улиц-лучей, расходящихся от Адмиралтейства. Четная сторона Невского проспекта является солнечной (в те редкие дни, когда над Северной столицей все-таки светит солнце): легенда гласит, что на ней всегда больше людей, при этом эти люди улыбаются чаще, чем на теневой стороне.
На картине показа часть дворцовой площади со стороны Миллионной улицы - одной из старейших улиц Санкт-Петербурга. Свое первое имя – «Миллионная» - улица получила в1715 году. Начиналась она от нынешнего Марсова поля и доходила до места современной Дворцовой площади. В 30-х годах XVIII века улица одновременно носила названия Немецкая с 1733 года, Греческая с 1734 года и Милионная с 1736 года. Причём до 1874 года название улицы на картах писалось через одну букву «л» - «Милионная». В октябре 1918 года, к 1-й годовщине Октябрьской революции, Миллионная была переименована в улицу Халтурина в честь народовольца Степана Халтурина, организовавшего в 1880 году взрыв в Зимнем дворце.4 октября 1991 года улице было возвращено прежнее название—Миллионная.
Елисеевский магазин - исторически-памятное место Петербурга. Располагается он на углу Невского проспекта и Малой Садовой улицы. Само здание очень красиво, выполнено в стиле модерн и сильно выделяется на фоне классических построек. В декабре 2012 года петербуржцы и гости Северной столицы любовались обновленной витриной с движущимися сказочными персонажами сказки «Щелкунчик». Эти необычные куклы созданы знаменитым скульптором Михаилом Шемякиным.
Художница открывает перед нами вид на Михайловский (Инженерный) замок. Он был заложен 26 февраля (9 марта) 1797 года по повелению российского императора Павла I и первоначально являлся императорским дворцом. Название "Михайловский" этот дворец получил благодаря находящемуся в нём храму во имя Архимандрита Михаила - небесного покровителя дома Романовых. Необычным является то, что дворец был назван именно замком, на западный манер. Это объясняется тем, что 16 декабря 1798 года Павел I был избран Великим магистром Мальтийского ордена. С этого времени он все свои дворцы именовал замками. "Инженерным" замок был назван после того, как в 1823 году в нём расположилось Главное (Николаевское) инженерное училище.
Горбатый мост — тип конструкции моста, при котором мост существенно выгнут вверх и образует арку. На картине художник изобразил два моста – Биржевой и Кронверкский. Биржевой мост перекинут через Малую Неву и соединяет Биржевую площадь на стрелке Васильевского острова. Но «горбатым» является именно Кронверкский мост. Он служит связующим звеном между Заячьим островом и Мытинской набережной, вблизи с Кронверкским проспектом, и пересекает собой Кронверкский пролив, от которого и ведет свое название.
Самые популярные достопримечательности Санкт-Петербурга – это великолепные площади и храмы, памятники и музеи. Но совсем рядом, за парадными фасадами, скрытые от глаз туристов, расположены дворы-колодцы, которые можно смело назвать музеями под открытым небом. Именно эти плотно выстроенные дома и их мрачные дворовые территории позволяют открыть другое лицо города, понять дух и историю Санкт-Петербурга. Строить дома «сплошной фасадой» распорядился еще Петр. Земля в Северной столице постоянно дорожала и возведение П-образных домов становилось расточительным. Недостаток земли в центре города приводит к строительству зданий, тесно примыкающих друг к другу. Так появляются целые кварталы со сплошным фасадом и дворы "колодцы".
Банковский мост через Канал Грибоедова в Санкт-Петербурге – одно из любимых мест горожан и туристов. Украшенный массивными фигурами мифических существ – грифонов – этот мост стал популярным фоном для фотографий и запоминающейся достопримечательностью города, а фантастические чудовища с позолоченными крыльями – его неотъемлемым символом. Грифоны как мифические животные были известны с древних времен – в мифологии разных народов мира встречается упоминание о фантастических существах с телом и голой льва и белоснежными орлиными крыльями за спиной.
Канал Грибоедова (до 1923 года—Екатерининский канал) — канал, берущий начало от реки Мойки у Марсова поля и впадающий в Фонтанку у Мало-Калинкина моста. От других рек и каналов Петербурга канал отличается своим узким и очень извилистым руслом. Через канал Грибоедова перекинут 21 мост.
Сенатская площадь -одна из самых старых площадей Санкт-Петербурга. Это архитектурный ансамбль, сформированный Адмиралтейством, зданием Сената и Синода и Александровским садом. В 1782 году на площади был установлен памятник Петру I, широко известный как «Медный всадник»,после чего площадь официально стали именовать Петровской, но это название не прижилось, и в начале XIX века площади вернули прежнее имя.
Домик Петра I (Первоначальный дворец Петра I или Красные хоромы)построен неизвестными строителями-плотниками в 1703 году из соснового леса по типу шведского деревянного дома и раскрашен под кирпич. Это первое жилое здание и единственное сохранившееся деревянное строение Санкт-Петербурга того времени. Место для строительства домика было выбрано в тылу Петропавловской крепости так, чтобы из окон были видны стратегически важные объекты - водные просторы, окружающая местность и бастионы крепости.
Петропавловская крепость никогда не была театром военных действий – с первых лет своего существования она стала главной государственной тюрьмой. На ее территории находятся Петропавловский собор, Монетный двор, Великокняжеская усыпальница, Церковный дом, Ботный дом, Комендантский дом, Инженерный дом, здания Тюрьмы Трубецкого бастиона, бастионы, куртины и равелины, а также скандальный памятник Петру I скульптора М. Шемякина, с непропорциональным туловищем, которое в 1,5 раза превышает натуральные размеры.
Проект первой Андреевской церкви был заказан еще по указанию Петра I, правда, сам император не успел дожить до окончания проектных работ. Строительство деревянного храма на Васильевском острове завершилось к 1731 году, а через год она была освящена во имя святого апостола Андрея Первозванного. В 1744 году церковь была повышена до статуса собора.
До 1923 года канал, берущий начало от реки Мойки у Марсова поля и впадающий в Фонтанку у Мало-Калинкина моста, назывался «Екатерининский канал». 6 октября 1923 года он был переименован в честь русского драматурга и дипломата - Александра Сергеевича Грибоедова, проживавшего в одном из домов на набережной канала, и стал называться «каналом Писателя Грибоедова», а с 1931 года — «каналом Грибоедова».
В месте, где соединяются канал Грибоедова и река Мойка, водной точке сходятся три моста: Мало-Конюшенный, Театральный и Пешеходный (в конце 20 века его стали называть Ложным мостом). Тройной мост принадлежит к объектам культурного наследия Российской Федерации. Мало-Конюшенный мост обязан своим названием Главным императорским конюшням, которые находились рядом с ним на Конюшенной площади. В то время уже существовал Перво-Конюшенный мост, поэтому вновь построенный мост назвали Мало-Конюшенным.
Никольский собор изначально задуман именно как собор российского флота. Здесь принято и поминать погибших в море (ведь у таких моряков нет своих могил, а тут можно почтить память их всех), и получать благословение перед новым походом в море, и служить богослужение по спуску или закладке нового корабля. Никольский собор – это удивительный петербургский храм, который никогда не закрывался, т.е. постоянно действующий.
Каменный мост, изображенный на картине, соединяет Казанский и Спасский острова через канал Грибоедова. Название своё Каменный мост получил потому, что свод, устои и другие части моста были сооружены из камня: до этого мосты в Санкт-Петербурге строились в основном из дерева. Каменный мост охраняется государством как ценный памятник архитектуры XVIII века, так как он сохранился с момента постройки без переделок.
Из всех многочисленных островов невской дельты, Васильевский занимает самую большую площадь и наиболее густонаселен. Его жителей, выделяя среди других петербуржцев, иногда с иронией, но чаще с гордостью, называют "островитянами". Такая обособленность василеостровцев уходит своими корнями к началу истории Санкт-Петербурга, когда постоянных мостов, соединявших остров с материковой частью города еще не было. Два раза в год, весной и осенью, в периоды ледохода и ледостава, остров и вовсе оказывался в полной изоляции на несколько недель, живя своей обособленной жизнью. Это обстоятельство заставило Петра I отказаться от изначальной идеи - создания на Васильевском острове центра города. Многое в облике острова, особенно его восточной части, напоминает об этой идее и сегодня. Прекрасно сохранившиеся до наших дней Меншиковский дворец, здания Кунсткамеры и Двенадцати коллегий строились еще в петровское время. Сегодня наряду с построенными в более позднее время, в эпоху классицизма, зданиями Биржи, Таможни, Академии Наук, Академии Художеств, Горного института, Морского корпуса и др. они определяют парадный облик набережных острова. За парадными монументальными сооружениями, в глубине острова, вдоль идущих параллельно друг другу линий, расположены, плотно прилегающие друг к другу, жилые дома. Не отличаясь зачастую роскошью и изысканностью своих фасадов, эти сооружения скрывают от нас немало городских тайн и буквально "дышат историей". Окружение со всех сторон водой способствовало появлению на острове городского порта, судостроительной верфи, а также Морского корпуса, где обучались будущие капитаны, а также прославленные флотоводцы и путешественники. Не удивительно, что основу населения острова традиционно составляли моряки. Когда в 30-е годы XVIII века начинается строительство нового, тогда еще деревянного, храма на Васильевском острове, Священный Синод учел пожелания островитян и освятил храм во имя Святого Апостола Андрея Первозванного, небесного покровителя моряков и рыбаков. Каменный Андреевский собор является одним из архитектурных и духовных символов Васильевского острова, выделяясь среди окрестных сооружений и своим величием, и нежно-розовым цветом фасадов. Собор был построен по проекту, слегка подзабытого в настоящее время, архитектора А.Ф. Виста, руководившего также и его строительством. Оно длилось 16 лет и было завершено в 1780 году. Вскоре после своего открытия Андреевский собор стал главным храмом ордена Андрея Первозванного, высшей награды Российской империи.
Одной из самых живописных петербургских перспектив является, расположенная на южном берегу Васильевского острова, набережная, носящая имя лейтенанта П.П. Шмидта, организовавшего в 1905 году восстание на крейсере "Очаков" Черноморского флота. Будущий мятежный офицер учился в Морском кадетском корпусе, главный фасад которого выходит на набережную Большой Невы. В советское время именем Петра Петровича Шмидта был назван и первый разводной мост через Неву. Волна массового возврата дореволюционных названий городским объектам, начавшаяся в 1991 году, вернула мосту его историческое название - Благовещенский. При этом набережная, ранее называвшаяся Николаевской, чудесным образом сохранила в названии имя человека, прославившегося, в свое время, вдали от Петербурга и мало знакомого нынешнему молодому поколению. Живописность набережной придает вогнутый изгиб русла Невы. Еще по первому проекту застройки острова, предложенному архитектором Д. Трезини, дома на набережных острова строились не на одной линии, а "ступенчато". На набережной Лейтенанта Шмидта это четко просматривается. Главные фасады домов обращены навстречу течению Невы. Одним из главных украшений набережной является здание Горного института, возведенное в начале XIX века по проекту А.Н. Воронихина. Рядом с ним на "вечном приколе" находится легендарный ледокол "Красин", спасавший экспедицию Умберто Нобиле. Главной же высотной доминантой набережной лейтенанта Шмидта является православный храм Успения Пресвятой Богородицы. Пятиглавый храм, с выделяющимся золоченым главным куполом, был построен в конце XIX века по проекту выдающегося зодчего В.А. Косякова, признанного мастера церковной архитектуры, на земле, с XVIII века принадлежавшей подворьям крупнейших российских монастырей - в начале Троице-Сергиевой лавры, а затем Киево-Печерской. Как и другие творения Косякова, Успенский храм выдержан в традиционном для рубежа XIX-XX веков неовизантийском стиле. Характерной для этого времени особенностью оформления храма было использование мозаики. С наружной стороны храм украшали мозаичные панно, выполненные в мастерской В.А. Фролова по эскизам выдающихся русских художников, в т.ч. В.М. Васнецова. В советское время храм был закрыт и разграблен, а с 1961 г. в нем начал свою работу первый в Ленинграде крытый каток с искусственным льдом, где тренировались олимпийские чемпионы Л. Белоусова и О. Протопопов. За последние 25 лет, возвращенный верующим, Успенский храм преобразился. Просматривающийся с большого расстояния, благодаря сверкающему золоченому куполу, он гордо возвышается над водной гладью Невы.
Планировка Васильевского острова устроена таким образом, что основу ее составляют, идущие параллельно друг другу с востока на запад, линии и, пересекающие их три основные магистрали - Большой, Средний и Малый проспекты. В начале Малого проспекта, у его пересечения с 7-й и 8-й линиями, находится Благовещенский сад, любимое место отдыха жителей окрестных домов. На его территории, на удалении от проезжей части находится старейшее на Малом проспекте сооружение - церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Строительство каменного храма в северной части Васильевского острова было начато в 1750 г. До сих пор неизвестен автор проекта. Большинство источников называют автором проекта Джузеппе Трезини, приходившегося племянником первому петербургскому архитектору Доменико Трезини. Именно Джузеппе (или Осип, как его называли в России) Трезини построил находившуюся рядом временную деревянную Благовещенскую церковь. Каменный храм привлекает к себе сочетанием разнообразных архитектурных стилей. Здесь и черты традиционного для начала XVIII века петровского барокко, и ранний классицизм с его монументальными формами. При этом, в традициях русского православного зодчества допетровской эпохи храм был выполнен крестообразным в плане и увенчан луковичными главами. Освящение храма состоялось вскоре после восшествия на российский престол императрицы Екатерины II. Именно в период ее долгого правления, к 1780 году, была построена многоярусная колокольня храма, имеющая самую большую на Васильевском острове высоту - 52 метра. Интересно, что с площадки недостроенной колокольни в 1769 г. вел астрономические наблюдения известный российский просветитель Николай Курганов. В XVIII веке храм был приписан к Академии Наук, поэтому его прихожанами были, например, великий российский ученый М.В. Ломоносов, а также один из первых отечественных поэтов В.К. Тредиаковский. Трехэтажный храм включает в себя зимнюю церковь на нижнем этаже и верхнюю (летнюю),а также семь престолов, что является своеобразным рекордом для Петербурга. В XIX веке, в связи с появлением на севере Васильевского острова промышленных предприятий и поселений рабочих, окрестный район уже нельзя было назвать благополучным. В 1862 году при Благовещенской церкви открылось первое в Санк-Петербурге городское Общество вспоможения бедным. К Благовещенской церкви была приписана и построенная в конце XIX века в русско-византийском стиле шатровая часовня, выходящая на Малый проспект. Интерьер Благовещенской церкви был сильно изменен после закрытия храма в 1935 г. Сам храм сильно пострадал во время блокады, так как колокольня его оказалась хорошей мишенью для фашистской артиллерии. С возвращением храма верующим, в 1992 году, началось его масштабная реставрация. Сегодня этот уникальный памятник отечественной архитектуры XVIII века снова привлекает к себе внимание не только своим величием, но и красотой.
Сегодня Дворцовая площадь известна как место проведения самых знаменательных в жизни города событий - военных парадов, больших концертов и митингов. Такой статус она сохраняет уже болеет 250 лет. С площадью около 5,5 га она, конечно, не является самой большой в мире и даже в Санкт-Петербурге. Однако по своему статусу, по красоте и величию архитектурных сооружений, которые ее формируют, Дворцовая площадь, находясь в центре исторической части Санкт-Петербурга, является одной из самых известных в мире. Формирование ансамбля площади шло постепенно и было начато в 1754 г. со строительством пятого по счету Зимнего дворца. Величественный императорский дворец возводился по проекту великого итальянского зодчего Ф. Растрелли, большую часть своей жизни прожившего в России. Растрелли, которого уважительно называли Варфоломеем Варфоломеевичем, хорошо известен своими работами как в Петербурге, так и в его пригородах. Все они отличаются монументальностью, вычурностью и богатством архитектурного декора и выдержаны в стиле, который принято называть растреллиевское или елизаветинское барокко. Зимний дворец яркое тому подтверждение. Строительство дворца было завершено уже в 1762 году, поэтому первой его хозяйкой стала императрица Екатерина II, в период правления которой в Зимнем дворце начала формироваться коллекция произведений мирового искусства, давшая начало одному из крупнейших музеев мира - Государственному Эрмитажу. По задумке Растрелли, центр площади должен был украсить конный памятник Петру I. Однако эта идея воплощена не была, а памятник впоследствии установили на соседней, Сенатской площади. Памятник в виде монументальной колонны появился в центре площади уже во второй четверти XIX века, являясь символом победы России над Наполеоном. Колонна, названная по имени императора Александра I Александровской, представляет собой, полированный гранитный монолит высотой 25,6 метров. Автором проекта этого своеобразного памятника был архитектор О.Р. Монферран. Венчает колонну фигура ангела с крестом (символ добра), попирающего змею (символ зла). Помимо величия, Александровская колонна обладает еще и уникальной чертой. Имея вес 612 тонн, она установлена никак не закрепленной и держится, вот уже более 180 лет, исключительно за счет собственного веса. Любопытно, что Монферран, до того как оказался в России, воевал против нее в составе армии Наполеона. Можно только представить себе, как ему, солдату вражеской армии, в недавнем прошлом, удалось убедить Николая I и его окружение в правильности своих проектов. Не случись этого, у нас не было бы ни Александровской колонны, ни Исаакиевского собора, великолепный вид на который открывается с Дворцовой площади. С противоположной от дворца, южной, стороны, площадь замыкает здание Главного штаба, построенное в двадцатых годах XIX века по проекту еще одного великого "русского" итальянца Карло (Карла Ивановича) Росси. Практически это два отдельных одинаковых здания, объединенных триумфальной аркой, увенчанной скульптурной композицией "Колесница Славы" работы скульпторов С.С. Пименова и В. И. Демут-Малиновского, еще одним памятником победы над Наполеоном. Из Арки Главного штаба открывается самый эффектный вид на площадь, в формировании облика которой приняли участие три величайших архитектора, прославившихся в Санкт-Петербурге: Растрелли, Росси и Монферран.
Большая часть зданий на Невском проспекте была возведена в конце XIX - начале XX веков. И хотя самыми известными на Невском проспекте являются постройки более раннего времени, такие как Строгановский и Аничков дворцы, Гостиный двор, Публичная библиотека, дворец Белосельских-Белозерских и др., основная застройка, представленная, главным образом доходными домами, появилась благодаря усилиям купцов и промышленников, скупавших земли на Невском и хорошо на них заработавших. Одной из самых успешных купеческих династий в России XIX века была семья Елисеевых, построившая свой бизнес на торговле колониальными товарами и производстве вина. Результатом этого к концу XIX века было участие Елисеевых в учреждении коммерческих банков и страховых обществ, а также открытие фирменных магазинов "Торговый Дом Елисеевых" в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве и других крупных городах Российской империи. В Петербурге братьям Елисеевым, Александру Григорьевичу и Григорию Григорьевичу, принадлежало несколько доходных домов в историческом центре. Все они были построены по проекту архитектора Г.В. Барановского. Им же в начале XX века было построено внушительных размеров здание магазина на Невском проспекте. Место на пересечении Невского проспекта с Малой Садовой улицей было выбрано не случайно. Напротив Александринский театр, рядом Гостиный двор, Пассаж и Публичная библиотека, т.е. крупнейшие торговые и культурные центры. Здание построено в очень популярном в то время стиле северный модерн. В традиционных для этого стиля мрачноватых цветах фасада выделяются огромные стеклянные витражи, скульптура, символизирующая в аллегорической форме промышленность и торговлю, богатый архитектурный декор. Магазин, изобиловавший большим ассортиментом товаров, располагался на нижнем этаже. На втором этаже был устроен театральный зал. Так что, идея совмещения под одной крышей торговли и развлечений родилась не в наше время, а более ста лет назад. Любопытно, но после революции, когда Торговый дом Елисеевых был национализирован, здание на Невском сохранило свои функции. Хотя магазин и был переименован в гастроном №1 "Центральный", ленинградцы продолжали называть его Елисеевским магазином. Под этим названием он известен и сейчас, хотя отношения к основавшей его купеческой династии уже не имеет, являясь "неприкасаемым" городским объектом, более интересным многочисленным туристам. Что касается театрального зала, то с 1929 г. его занимает Театр сатиры, позже преобразованный в Театр комедии, продолжавший работать даже во время блокады.
Особую романтику придает Петербургу вид с крыш домов в историческом центре. Плотная застройка и разнообразие архитектурных стилей, сменявших друг друга в течение XVIII - XX веков придают центру особую романтику и неповторимость. Здесь и вычурные барочные, и двускатные классические, остроконечные готические и другие. Конечно же, в наш век типовой, однообразной и, порой, безвкусной застройки целых кварталов, крыши домов петербургского центра представляют собой своеобразный музей. Современному виду исторического центра города способствовали несколько обстоятельств. Во-первых, Петр I изначально хотел видеть Петербург каменным городом, в европейском стиле. В 1714 г. был издан указ, по которому в России, за исключением Петербурга, запрещалось строительство каменных домов. Весь строительный камень свозился для строительства новой столицы. Петр, таким образом, хотел защитить Петербург от пожаров, которые были настоящим бичом для городов в то время, уничтожая их часто дотла. Впрочем, этой печальной участи Петербургу не удалось избежать. Два сильных пожара 1736 и 1737 годов практически уничтожили большую часть жилых домов в левобережной части города. Тем не менее, тенденция строительства Петербурга в камне не менялась. По указу Николая I в Санкт-Петербурге было введено ограничение на строительство домов по высотности в 11 саженей, т.е. 23,47 метра, что соответствовало высоте Зимнего дворца. Тем не менее, были случаи, когда и столь строгое правило удавалось обходить. Когда в начале XX века компания "Зингер", известный в мире производитель швейных машинок, купила участок земли на Невском проспекте под строительство офисного здания, владельцами предполагалось возведение небоскреба. Конечно, о строительстве здания сравнимого с современными высотками речи не шло. Но архитектор П.Ю. Сюзор нашел очень удачное решение, не нарушив при этом закон. Само здание, построенное на углу Невского проспекта и набережной Екатерининского канала, по высоте вписывалось в отведенные рамки. Требование соблюдения высоты касалось лишь фасада, но это не затрагивало надстройки - мансарды, башни и украшавшие их скульптуры. Дом Зингера был надстроен мансардой, а на выходящем на Невский проспект углу была возведена башенка, увенчанная стеклянным глобусом, поддерживаемым женскими скульптурными фигурами, символизирующим мореплавание. Вот так, в начале XX века Петербург получил еще одну неповторимое сооружение, которое легко узнается при взгляде на город сверху на городские крыши.
Северная Венеция - так часто называют Петербург из-за обилия рек и каналов. Вода играет в жизни города огромную роль. Почти 300 км водотоков, больших и малых, известных и не очень, проходят по его территории. Самой известной из петербургских рек, конечно же, является Нева, которая представляет собой естественную границу, разделяющую город на правобережную и левобережную части. По задумке Петра I, именно Нева становится главной улицей Петербурга, поэтому оформлению ее набережных придавалось огромное значение. Не случайно, что и петровские дворцы (Зимний и Летний), дворцы Меншикова и Апраксина главными фасадами были обращены к Неве. Во второй половине XVIII века, по распоряжению Екатерины II, берега Невы облицовывают гранитом, придавая ей еще большую парадность. В то же время гранитом одевают и набережные малых петербургских рек и каналов. В своем нижнем течении Нева распадается на ряд рукавов и проток, которые на северо-западе России назывались ериками. Самый большой и широкий ерик в Левобережье Невы был Безымянным. С созданием Летнего сада и устройства там фонтанов, воду для последних брали из Безымянного ерика, который вскоре стали называть рекой Фонтанкой, ставшей в середине XVIII века естественной южной границей города. В районе Летнего сада искусственным путем к Фонтанке "протянули" русло другой невской протоки -Мойки, по-ижорски называвшейся Муя или Мья, что означает в переводе "мутная река". Неудобное в произношении название трансформировалось, в скором времени, в более понятное русскому человеку. И Фонтанка, и Мойка были важными транспортными маршрутами, по которым перевозились и материалы, и топливо, и продовольствие. Чтобы улучшить городское водное сообщение, расположенную между Мойкой и Фонтанкой, небольшую речку Кривуша во второй половине XVIII века удлинили и расширили, создав канал, получивший название Екатерининского, известного сегодня как канал Грибоедова. Несмотря на небольшие размеры, невские протоки весной и осенью широко разливались. Поэтому первые деревянные мосты, перекинутые через Мойку и Фонтанку, были длинными, многопролетными. Центральный пролет таких мостов был разводным для прохода по рекам парусных судов. С появлением гранитных набережных появляются постоянные каменные мосты, первое время продолжавшие оставаться разводными. Многие из мостов малых рек и каналов Петербурга сохранили свой исторический облик, являясь настоящими шедеврами, не имеющими в мире аналогов.
Петербург, без сомнения, можно назвать городом мостов. Их здесь насчитывается около восьмисот. Некоторые из них исчезли навеки, большинство же сохранило свой исторический облик, появляются мосты и в настоящее время. Среди них есть и уникальные конструкции. Это и современные вантовые мосты скоростных автомагистралей, и классические разводные мосты Невы и Большой Невки. Ну и конечно же мосты малых рек и каналов, под которыми в летнее время проходит большое количество речных теплоходов с многочисленными туристами. Для петербургских рек и каналов были характерны типовые мосты, свойственные определенной реке. Например, большинство мостов Фонтанки имеет три пролета, что обусловлено шириной реки. Обращают на себя внимание два, сохранивших свой облик еще с конца XVIII века, моста с гранитными башнями, Старо-Калинкин и Ломоносова (в прошлом Чернышев). Когда-то они имели цепной подъемный механизм центрального пролета. Подобным типовым образом выглядели еще 5 мостов на Фонтанке. Аничков мост, например, хоть и утратил такие же башни и цепи, зато "приобрел" уже в XIX веке очень экспрессивные скульптурные композиции "Укротители коней" П.К. Клодта. Не имеют аналогов в мире и некоторые из мостов реки Мойки. Они, как правило, однопролетные, но среди них есть и самый широкий в мире - Синий мост (97 м), занимающий часть Исаакиевской площади. Канал Грибоедова известен своими уникальными пешеходными мостами. Это сохранившиеся с 20-х годов XIX века Львиный и Банковский мосты. Оба они украшены еще и парными фигурами львов. Только у первого из них львы действительно похожи на настоящих, а у Банковского - сказочные, крылатые, часто называемые (по ошибке) грифонами. Еще один пешеходный мост на канале Грибоедова, Коломенский, является единственным в России и Европе цельносварным алюминиевым. Особый тип мостов был характерен и для Крюкова канала, который соединяет Фонтанку с Адмиралтейским каналом. Мосты Крюкова канала, как правило, имели три пролета, центральный из которых был самым широким и разводился. Между собой пролеты разделялись массивными опорами на бутовой кладке, облицованными гранитом. Со временем деревянные пролеты мостов заменили металлическими, уже не разводными, а постоянными. Такой облик сохранил Матвеев мост. Этого нельзя сказать о его названии. Известный с конца XVIII века, мост назывался, в разное время, Конюшенным, Канавским, Канальным. Из-за расположенного рядом Литовского замка, служившего военной тюрьмой, мост, одно время, назывался Тюремным. Современное же название он получил в память о рабочем-коммунисте С.М. Матвееве, погибшем во время Гражданской войны. Удивительно, но расположенный в исторической части города мост, окруженный Юсуповским дворцом, Крюковыми казармами и Новой Голландией, сохранил это название до настоящего времени.
Река Мойка стала первой естественной границей левобережной части Петербурга. Уже в первой половине XVIII века, у пересечения Мойки с Невской першпективой, возводятся дворцы и строятся усадьбы. Совсем скоро на Мойке появляются первые, тогда еще деревянные набережные. Первые мосты Мойки также были деревянными. По самому раннему Генеральному плану Санкт-Петербурга, подготовленному Комиссией о Санкт-Петербургском строении в 1737 году, через Мойку прошли три главных лучевых перспективы, начинающиеся от башни Адмиралтейства - Невский проспект, Гороховая улица и Вознесенский проспект. Мосты в створе этих перспектив (Зеленый, Красный и Синий соответственно) получили названия из-за своей расцветки. Впоследствии, после реконструкций мосты продолжали окрашивать в традиционные для них цвета. Расположенный в створе Вознесенского проспекта, Синий мост свой современный, рекордный размер приобрел уже в 40-е годы XIX века, в связи со строительством на набережной Мойки Мариинского дворца, ставшего свадебным подарком Николая I любимой дочери, княжне Марии Николаевне. Самому же императору здесь же, на Исаакиевской площади, у Синего моста, был установлен памятник по проекту О.-Р. Монферрана работы П.К. Клодта. Центральной перспективой в этом трезубце является Гороховая улица, получившая название от фамилии немецкого купца Гарраха, которого в России стали называть Граховым или Гороховым. Он владел в этом районе большим каменным домом и несколькими торговыми лавками. Несмотря на центральное положение в плане, Гороховая улица не стала парадной и была застроена преимущественно доходными купеческими домами. В створе Гороховой улицы Мойку пересекает Красный мост, сохранившийся без серьезных перестроек с начала XIX века. Выше по течению, через Мойку, в створе Невского проспекта, перекинут Зеленый мост, называвшийся с конца XVIII века также Полицейским из-за расположенного рядом дома петербургского генерал-полицмейстера Н.И. Чичерина. Ленинградцам этот дом был хорошо известен как кинотеатр "Баррикада", работавший даже в блокаду, но не переживший лихие 90-е. Напротив дома полицмейстера расположено старейшее на Невском проспекте сооружение - Дворец Строгановых, построенный Франческо Растрелли в лучших традициях елизаветинского барокко. Интерьеры дворца занимает сегодня коллекция Русского музея.
В каждом крупном (и не очень крупном) городе есть свои знаковые места, характерные только для этого города. В Санкт-Петербурге таких мест немало. В топонимике их названия закрепились даже не по собственным именам (их зачастую даже и нет вовсе), а по характерным признакам. Яркий пример тому - Стрелка Васильевского острова. Менее масштабным, но также хорошо известным местом в городе является перекресток сразу трех городских улиц (Загородный проспект, улица Рубинштейна, Разъезжая улица - улица Ломоносова). Пятью углами домов, на них расположенных, они образуют небольшую площадь, которую так и называют – «Пять углов». Перекресток находится чуть в стороне от парадных улиц Петербурга, однако застройка всего района отличается небогатыми, но очень строгими, типично петербургскими домами. Практически все эти дома, построенные в XIX - начале XX веков, сегодня остаются и сегодня жилыми, причем с сохранением такого, теперь уже практически только петербургского, явления как «коммунальная квартира». Тем не менее, среди доходных домов Петербурга немало архитектурных шедевров. Доминантой «Пяти углов» является знаменитый дом с башней, построенный накануне Первой мировой войны архитектором Лишневским А.Л. В плане этот дом, расположенный между улицей Рубинштейна и Загородным проспектом, представляет собой равнобедренный треугольник. К перекрестку обращена угловая часть дома – эркер. Он увенчан башней, которая придает дому вид средневекового рыцарского замка. Фасады дома украшены декором и скульптурами кариатид (то же, что атланты, только женского рода). Дом был построен по заказу петербургского коммерсанта Иоффе Ш.З., в нем же и проживавшего. Нижние два этажа были отданы под торговые залы. Очень похожий (но не типовой!) дом по проекту Лишневского, был построен чуть раньше, на пересечении Садовой улицы и Вознесенского проспекта. Его Александр Львович спроектировал для размещения городских учреждений, которые находятся там и сегодня. Самой старой постройкой у Пяти углов является двухэтажный дом конца XVIII века, в котором проживал известный российский литератор Василий Капнист. Район «Пяти углов» с давних пор был своеобразным местом притяжения творческой интеллигенции. Поблизости проживали, в разное время, Некрасов Н.А., Достоевский Ф.М., Чуковская Л.К. и др. Да и упоминаний в стихах и песнях об этом месте немало. Взять хотя бы песню Владимира Высоцкого «В Ленинграде-городе, у Пяти углов…»
Петербург издавна славится своими садами и парками. Самые первые среди них, Летний и Аптекарский сады, появились еще в петровское время. Это был период расцвета вычурного стиля барокко, когда в моду вошли регулярные (французские) сады. Для них были характерны строгая симметрия в планировке, фигурная стрижка кустарников и деревьев, узорчатые цветники, фонтаны, скульптура и, конечно же, обязательным условием было подчинение всего ансамбля композиционному центру - дворцу или каскаду. При Екатерине II в моду вошли пейзажные парки, для которых наоборот было характерно минимальное вмешательство человека в природные процессы. Деревья и кустарники в таких парках не стриглись фигурно, не высаживались узорами цветы, да и фонтаны в них становятся редким явлением. Извилистые аллеи пейзажных парков очень запутанны. Большая часть петербургских парков имеет смешанный характер. Они имеют строгую планировку, но признаки искусственной запущенности (в садовом значении этого слова) там тоже присутствуют. Парки и сады Петербурга имеют совершенно различные площади. В Центре плотная городская застройка не позволяла разбивать большие массивы. Тем не менее, сады и парки исторического центра города особенно любимы горожанами. Небольшой садик на Университетской набережной, между Меншиковсим дворцом и зданием Академии Художеств, получил название Румянцевского сада по обелиску победам генерал-фельдмаршала Румянцева-Задунайского П.А., выдающегося полководца XVIII века. Обелиск, увенчанный двуглавым орлом, был создан в конце XVIII века архитектором Винченцо Бренна. Васильевский остров стал третьим местом установки этого памятника. Интересно, но сада на этом месте, при установке обелиска в 1818 году, еще не было. Обелиск установили на вымощенной булыжником площади, которую ранее занимал, так называемый, Меншиковский рынок. Сад был разбит только в середине 60-х годов XIX века мастером Н.Н. Ковригиным, на средства петербургского купца Соловьева С.Ф., проживавшего здесь же, на Румянцевской площади. Поэтому неофициально сад называли еще Соловьевским. Еще в XIX веке в саду были устроены два фонтана по проекту Давида Иенсена и концертная эстрада. Ну а сам сад стал любимым местом встреч петербургской интеллигенции и этюдов слушателей, расположенной по соседству, Академии Художеств, известным выпускникам которой, Репину И.Е. и Сурикову В.И., уже в наше время в саду были установлены памятники. Как и в XIX веке, летом в Румянцевском саду можно бесплатно насладиться свежим воздухом, журчанием воды восстановленных фонтанов и, если очень повезет, послушать живую классическую музыку.
Петроградский район Санкт-Петербурга является самым обжитым в городе. Первые слободы строителей крепости на Заячьем острове появились здесь еще в 1703 году. Слободы на Петроградском (или как тогда говорили Городовом) острове складывались по региональному, как сейчас сказали бы, признаку. Каждая губерния, по указу Петра I, присылала по разнарядке работных людей для строительства города, в котором они проживали компактно. Ярким примером является Коломенская слобода на левом берегу Невы. Так как среди строителей было много иностранцев (сейчас сказали бы "гастарбайтеров"), в разных районах города появляются Немецкая, Греческая, Французская, Английская слободы, жители которых привнесли в культуру Петербурга свой национальный колорит. К тому же Петр I разрешил иноземцам в городской черте (чего не было ранее в Москве) строительство своих храмов. Народы Поволжья (татары, башкиры, чуваши) проживали севернее Петропавловской крепости, в районе современного Кронверкского проспекта. Поэтому один из старейших районов города получил название Татарская слобода, где действовал свой рынок - своеобразный Восточный базар. Еще в петровское время молодой город был административно разделен на 5 полицейских частей (районов). В отдельный район был выделен Городовой (Санкт-Петербургский) остров. Со временем число районов увеличилось. В каждом из них был устроен Съезжий дом, в котором располагались полицейское управление, тюрьма, вытрезвитель, а также пожарная охрана. Поэтому съезжие дома строились, как правило, с пожарной каланчей. Съезжий дом Городового острова дал название Съезжинской улице, проходящей от Кронверка по территории бывшей Татарской слободы. У пересечения Съезжинской улицы с Большим проспектом привлекает к себе внимание "западно-европейский готический" особняк с остроконечными крышами. Автором его стал российский архитектор немецкого происхождения К.К. Шмидт, кузен Карла Фаберже. Построенный в конце XIX века особняк принадлежал промышленнику Вильгельму Тису, совладельцу фабрики искусственной шерсти на Обводном канале. Как и многие другие незаурядные сооружения, особняк Тиса занят сейчас управленческой структурой. Уже много лет его занимает федеральное управление автодорог "Северо-Запад".
Остававшаяся достаточно долгое время без названия, одна из главных набережных города вполне могла бы бороться за название "Дворцовой". Именно здесь, вблизи Стрелки Васильевского острова, было возведено самое большое здание Петербурга первой половины XVIII века - Меншиковский дворец, владельцем которого, как следует из названия, был первый генерал-губернатор Санкт-Петербурга. Кроме Меншиковского, на набережную выходили несохранившийся до наших дней дворец вдовствующей царицы Прасковьи Федоровны - супруги Ивана V, брата и соправителя (до 1696 г.) Петра I. Как известно, император Петр II правил страной немногим более двух лет и умер еще совсем молодым человеком. Большая часть его правления прошла в Москве, куда в результате придворных интриг он был увезен Долгорукими. Однако на набережной Большой Невы Васильевского острова архитектор Д. Трезини продолжал еще несколько строить дворец для уехавшего в Москву императора. Позже дворец был перестроен под Кадетский корпус. Остальные сооружения на набережной также вполне соответствовали статусу дворцов. Первый в России музей - Кунсткамеру, начало которой положила петровская коллекция редких и диковинных вещей, строили 17 лет, создав легко узнаваемый шедевр северного барокко. В этом же стиле было построено и здание Двенадцати коллегий, предназначенное для размещения учрежденных Петром I прообразов будущих министерств. Интересно, что рядом Трезини построил, очень похожее на него, здание одного из первых в Петербурге Гостиных дворов, дошедшее до нас только на гравюрах. Дворцовый характер имеют построенные при Екатерине II, в стиле раннего классицизма, монументальные здания Академии наук и Академии Художеств. Свое первое название, Наличная линия, набережная получила только в 40-е годы XVIII века. Названия впоследствии неоднократно менялись. Современное название набережная приобрела в конце XIX века, уже после переезда в здание Двенадцати коллегий Санкт-Петербургского Императорского университета. Переезд этот случился в 1832 г. С тех пор восточная часть Васильевского острова становится главным студенческим районом города и остается им до сих пор.
Одной из главных высотных доминант старой части Васильевского острова является колокольня Благовещенской церкви, одного из старейших храмов не только Васильевского острова, но и всего Петербурга. Трехъярусное сооружение высотой 52 метра прекрасно просматривается со всех направлений. Закладка новой каменной церкви состоялась в самый разгар правления императрицы Елизаветы Петровны, в 1750 г. История не сохранила для нас имя архитектора, по проекту которого был построен храм. Вполне возможно, что им мог быть Джузеппе Трезини, родственник первого петербургского архитектора Доменико Трезини. В пользу этой версии говорит то, что именно Джузеппе был автором деревянной церкви, находившейся ранее неподалеку. Инициаторами строительства и главными жертвователями нового храма были петербургский купец Родион Степанович Чиркин и его сын Иоанн. Строительство храма велось 12 лет и завершилось в год восшествия на престол Екатерины II. Таким образом, Благовещенская церковь вошла в историю города, как первый петербургский храм, освященный в период долгого и славного правления великой императрицы. При этом ещё несколько лет продолжалась внутренняя отделка храма, а строительство колокольни и вовсе завершили лишь к 1780 году. Облик храма весьма необычен для петербургской архитектуры XVIII века. Кроме переплетения сдержанного петровского барокко и раннего строгого классицизма, здесь присутствуют черты русской церковной архитектуры, что подчеркивается традиционным купольным пятиглавием московских храмов в виде "луковок". Храм включает в себя две церкви. На нижнем этаже расположена "теплая", т.е. зимняя церковь, освященная во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Верхний этаж, не отапливаемый, заняла церковь Воздвижения Честнаго Животворящего Креста Господня. В конце XVIII века были проведены работы по расширению храма. Это привело к появлению новых приделов, по числу которых (их всего семь) Благовещенская церковь не имеет равных в Петербурге. Еще до закладки каменного храма окрестная территория была занята кладбищем. Среди погребенных здесь было немало людей весьма известных в истории, а именно: механик и изобретатель А.К. Нартов, географ и путешественник С.П. Крашенинников, художник А.П. Лосенко, гравер М.И. Махаев, архитектор А.Ф. Кокоринов. Уже в советское время, когда захоронения были перенесены в Александро-Невскую лавру, территорию вокруг храма заняли сквер и вымощенная булыжником площадь, подчеркивающая величественный облик сооружения.
За свою долгую историю храм претерпел немало страданий. Он пережил разрушительные петербургские наводнения, период разграбления, закрытия и перестройки в первые годы советской власти, а также повреждения, нанесенные блокадными артобстрелами и бомбардировками. И все же храм выстоял. Отреставрированный и возвращенный верующим, сегодня он является не только культовым сооружением, но еще и уникальным историческим памятником. В суете рабочих будней, торопясь за хлебом насущным или просто проходя мимо, многие горожане даже и не подозревают, что проходят мимо храма, прихожанином которого был великий русский ученый М.В. Ломоносов.